Американский бомбардировщик B-29 Superfortress считался одним из лучших стратегических бомбардировщиков в истории. Машина оказалась настолько удачной, что после окончания войны в СССР решили … скопировать американскую конструкцию. Так создавался советский стратегический бомбардировщик Туполев Ту-4.
Генезис
Стратегические бомбардировщики сыграли ключевую роль в подрыве промышленного потенциала и морального духа Германии во время Второй мировой войны. Стратегические бомбардировки, проводившиеся союзниками на протяжении всей войны, систематически превращали города Рейха в руины.
Ситуация была аналогичной в Тихом океане, где тяжелые американские бомбардировщики обрушивались на японские войска, сбрасывая на них огромное количество зажигательных бомб. Вызванные ими пожары полностью разрушили деревянные постройки.
При этом стратегические бомбардировщики в СССР по ту сторону фронта практически не применялись. Изношенные и полностью устаревшие ТБ-3 не годились для авиаударов по Германии, а бомбардировщики Петляков Пе-8, построенные в начале 1940-х годов, сильно уступали аналогичным конструкциям США и Великобритании. К тому же советская промышленность построила всего 93 машины этого типа.
На протяжении всей войны Советы недооценивали стратегические бомбардировки. Однако в 1944 году ситуация изменилась. Советские военные проанализировали действия своих союзников, в которых уже тогда они видели потенциальных противников, и признали, что Советский Союз должен иметь современные стратегические бомбардировщики.
Однако спроектировать такую машину было большой проблемой. Советские конструкторы, хотя и имели опыт создания самолетов-гигантов, никогда раньше не проектировали современный стратегический бомбардировщик. Заказ на постройку такой машины получили КБ Туполева и Мясищева.
Работа над отдельными проектами велась долго, поэтому было решено … скопировать лучший самолет этого типа, находившийся на вооружении в то время, — американский B-29 Superfortress. Работа над самолетом, которая велась в конце 1944 года, шла очень медленно, так как у конструкторов не было никаких чертежей американских бомбардировщиков. Ситуация изменилась в 1945 году, когда в СССР совершили аварийную посадку три бомбардировщика B-29, нанесшие авиаудары по Японии.
Советы получили доступ к трем B-29, которые приземлились на их территории из-за повреждений, полученных во время авианалётов на Японию (кроме того, СССР “приобрел” несколько B-17 и B-24 различными способами, но эти машины были уже устаревшими). Бомбардировщики были интернированы, а затем доставлены в Москву, откуда отправлены в конструкторское бюро Туполева.
Один целый образец было решено разобрать и тщательно скопировать Остальные два самолета прошли тщательные испытания в воздухе и на земле для проверки их возможностей и измерения параметров.
Работа над советским экземпляром B-29 была сложной, потому что все нужно было скопировать с самолета, а не чертежи. Кроме того, в СССР была принята метрическая система, а в американском самолете все было выполнено в дюймовой размерности. В том числе и толщина обшивки. Тем не менее это удалось, и 19 мая 1947 года самолет, пилотируемый Николаем Рыбко, взлетел. Он назывался Туполев Ту-4 и являлся точной копией американского бомбардировщика B-29 Superfortress. Он отличался лишь несколькими конструктивными элементами, и прежде всего силовой установкой и вооружением.
После многочисленных испытаний Ту-4 был официально принят на вооружение в 1949 году. О самолете впервые узнали на Западе 3 августа 1947 года во время шоу в Москве. Появление “нового” советского стратегического бомбардировщика стало большим сюрпризом для западных наблюдателей, тем более что самолет, являясь копией B-29, мог летать с баз в СССР в США и обратно.
Производство Ту-4 началось в 1949 году и продолжалось до 1952 года. Однако при этом велась работа над совершенно новыми стратегическими бомбардировщиками, поскольку Ту-4 с самого начала считался переходной конструкцией.
В процессе эксплуатации Ту-4 показал себя плохой машиной. Самой большой проблемой были плохие характеристики и недоработанная конструкция, далеко не такая, какую представлял собой ее американский прототип. Тем не менее Ту-4 оказал огромное влияние на развитие стратегической авиации СССР и развитие ядерной программы в этой стране.
Эта машина была идеальным носителем атомных бомб (как B-29, который вошел в историю, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки в конце войны). Именно с Ту-4 в 1954 году во время маневров на Тоцком полигоне была сброшена одна из первых советских ядерных бомб. Целью испытаний было проверить, как военнослужащие справятся в боевых условиях на зараженной территории. По сей день неизвестно, сколько солдат погибло в результате этого эксперимента.
Всего было построено 847 базовых самолетов Ту-4. Кроме того, было построено много экспериментальных машин, часть из которых построена с нуля, а часть – путем переделки серийных самолетов. Среди созданных модификаций Ту-4 одним из наиболее интересных является Ту-4К, приспособленный для перевозки и стрельбы противокорабельными ракетами КС-1 “Комет”.
Экипаж Ту-4 насчитывал от 7 до 11 человек. Самолет оснащался четырьмя двигателями Швецова АШ-73TK мощностью 2400 км каждый. Они обеспечивали максимальную скорость 558 км/ч и дальность полета около 5400 км при загрузке 3000 кг бомб. Вооружение существенно отличалось от В-29. Вместо пулеметов в дистанционно управляемых башнях устанавливались 23-мм пушки НС023. Самолет мог брать около 12 тонн бомб или одну атомную бомбу РДС-1, РДС-3 или РДС-5.
На базе Ту-4 в СССР было создано множество транспортных машин, а после снятия с вооружения бомбардировщики Ту-4 переоборудовали в транспортные (около 300 машин). Кроме того, было создано несколько прототипов пассажирских самолетов, ни один из которых не пошел в серийное производство.
Ту-4 начали снимать с вооружения в середине 1950-х годов, их сразу же заменили более современными машинами, такими как Туполев Ту-16 и Ту-95 (последние остаются в эксплуатации до сих пор).
Единственным иностранным пользователем Ту-4 была Китайская Народно-Демократическая Республика, которая в феврале 1953 года получила несколько десятков машин этого типа. Некоторые из них были переоборудованы в самолеты раннего предупреждения – ДРЛО. Они получили название KJ-1 AEWC. Однако из-за очень плохих параметров и устаревшей конструкции от их дальнейшего развития в Китае также отказались.
На сегодняшний день сохранилось всего несколько Ту-4, в том числе один китайский в разведывательном варианте.
Разрабатываемые версии Ту-4
Первый гражданский самолет на базе Ту-4 поднялся в воздух 27 ноября 1946 года. В транспортном варианте Ту-70 использовались элементы конструкции бомбардировщика Ту-4, но он отличался от него конструкцией фюзеляжа. Машина не получила положительных отзывов и в 1954 году была списана.
1 декабря 1949 года прошел испытания опытный образец тяжелого бомбардировщика Ту-80, являвшегося развитием Ту-4. Немного изменилась конструкция машины, а также новые двигатели, обеспечившие чуть лучшие параметры. Интересно, что полет прототипа состоялся … после того, как проект был закрыт. В конечном итоге прототип был уничтожен во время стрельб на одном из советских полигонов.
В ходе испытаний Ту-70 было принято решение о постройке еще одного прототипа транспортного самолета – Ту-75. Первый полет машины состоялся 21 января 1950 года. Самолет немного отличался от Ту-4 конструкцией фюзеляжа и, прежде всего, формой кабины. К сожалению, во время испытаний в октябре 1954 года самолет разбился. Таким образом, весь проект был закончен.
9 января 1951 года прошли испытания опытного образца еще одного тяжелого бомбардировщика на базе Ту-4. Машина получила обозначение Ту-85. Самолет существенно отличался от своего предшественника не только конструкцией и большим размахом крыла, но и силовой установкой, а значит, и параметрами. В конечном итоге проект был отменен в пользу строительства бомбардировщиков Ту-95 “Медведь”. Были построены два прототипа.
Андрей Бочкарев