Страницы истории авиации: экспериментальный самолет Payen PA-22

Разработанный Николя Роландом Пайеном, самолет Payen PA-22 отличался очень оригинальной конструкцией, компоновкой, и схемой расположения крыльев. Хотя он был построен во Франции,  после оккупации страны Германией в 1940 году, дальнейшие работы над самолетом проводили оккупанты.

Payen PA-22
Payen PA-22

История машины восходит к 1935 году.  Именно тогда Николас Роланд Пайен начал работу над конструкцией очень оригинального самолета, в котором используются треугольные крылья сзади вместо горизонтального стабилизатора и короткие традиционные крылья спереди. Кабина объединена с вертикальным стабилизатором, чтобы минимизировать сопротивление воздуха.

Самолет получил название Fléchair (стрелка) и обозначение Payen PA-22 / 1R. Согласно предположениям, самолет должен был оснащаться импульсным паромасляным двигателем Melot 1R и в этой конфигурации должен был принять участие в гонке Coupe Deutsch de la Meurthe 1939 года. Однако работы продвигались очень медленно, а кроме того, проблемы с двигателем привели к тому, что в связи с началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года гонка была отменена, а дальнейшее развитие самолета было поставлено под вопрос.

Пайен, однако, решил продолжить работу над машиной, но в другой конфигурации. Он заменил импульсный двигатель традиционным рядным поршневым двигателем. Самолет должен был взлететь летом 1940 года, но немецкое вторжение во Францию ​​сорвало эти планы. Заводы Payen были захвачены, и машина попала в руки оккупационных войск. Благодаря очень оригинальной компоновке, PA-22 вызвал интерес люфтваффе, которое решило изучить его конструкцию.

После наземных испытаний, корректировок и многочисленных переговоров с Носиласом Пайеном прототип был доставлен в Вилакубле, где 18 октября 1942 года летчик-испытатель Жак Шарпантье совершил первый полет. У проекта были перспективы развития, но Пайен убедил немцев в необходимости доработки машины. Планируемые модификации должны были включать винт изменяемого шага и дополнительные топливные баки.

Однако в  1943 году рейд союзников на железнодорожную инфраструктуру в Джувиси привел к разрушению завода, на котором находился PA-22. Опытный образец был уничтожен, что сделало невозможной дальнейшую работу над самолетом.

Payen PA-22 имел длину 7,5 м, размах крыла 4,8 м, взлетную массу 955 кг. Силовая  установка представляла собой  рядный шестицилиндровый двигатель Regnier R.6 мощностью 180 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 360 км/ч и запас хода 1200 км.

Андрей Бочкарев