Страницы истории авиации: итальянский пассажирский самолет Savoia-Marchetti S-73

Самолет Savoia-Marchetti S-73 был разработан в 1934 году специально для использования в авиакомпаниях. На базе этого типа самолета была разработана военная версия, получившая обозначение Savoia-Marchetti S.81, которая служила в Regia Aeronautica во время Второй мировой войны в качестве транспортного самолета и бомбардировщика.

Savoia-Marchetti S-73
Savoia-Marchetti S-73

Первоначальные работы над S-73 начались в 1933 году, но изготовление прототипа началось весной 1934 года. Полет прототипа состоялся 4 июля 1934 года под управлением Адриано Бакула. Самолет имел длину 17,4 м, размах крыла 23 м и максимальную массу 9280 кг. Силовая установка представляла собой  3 мотора – два на крыльях и один на носу. Прототип получил двигатели Gnome-Rhone 9Kfs мощностью 600 л.с., но в серийных версиях использовались двигатели Piaggio Stella P.IX R.C., Wright R-1820 мощностью 770 л.с. или Gnome-Rhone 14K Mistral Major мощностью 900 л.с. Максимальная скорость составляла около 330-345 км/ч, крейсерская – около 280 км/ч, дальность  полета – 1600 км.

Savoia-Marchetti  S-73 имел смешанную конструкцию из металла и дерева, покрытую брезентом и деревом, и неубираемое шасси. Носовой двигатель имел четырехлопастный винт, а крыловые двигатели – двухлопастные. Пассажирский салон вмещал 18 пассажиров. Экипаж состоял из двух летчиков, радиста и бортового механика.

Первые испытания показали, что самолет работает очень хорошо, его легко пилотировать и эксплуатировать даже в аэропортах с грунтовым покрытием. Единственная проблема заключалась в смешанной конструкции с коротким сроком службы, неубираемом шасси, снижавшем аэродинамические  характеристики, а также в слишком слабых двигателях. По окончании испытаний было принято решение запустить машину в серийное производство.

Savoia-Marchetti S-73
Savoia-Marchetti S-73

Вероятно,  было построено 55 машин включая  прототипы, которые  начала эксплуатировать  SABENA из Бельгии (4 машины были построены в Италии, остальные 7 – по лицензии в Бельгии), чехословацкой CSA и итальянскими линиями Ala Littoria и Avio Linee Italian. Самолеты использовались в основном на дальних маршрутах и ​​для перевозки почты. К концу 1930-х годов конструкция S-73 полностью устарела. Тем не менее они остались в эксплуатации.

Итальянские гражданские самолеты, дожившие до начала войны (некоторые из них были повреждены в авариях  во время эксплуатации), были переданы Regia Aeronautica и использовались для транспортных задач в Африке. Бельгийские машины были отозваны в Великобританию, где были переданы ВВС Великобритании. Затем их отправили в Северную Африку. Судьба чехословацких машин до конца не известна.

Военные S-73 эксплуатировалась практически до конца войны. Единичные экземпляры часто переходили из рук в руки. Некоторые из них были захвачены итальянскими войсками, сотрудничавшими с союзниками после 1943 года, а остальные – войсками, верными Муссолини.

Андрей Бочкарев