Saab J29 Tunnan

Страницы истории авиации: Saab J29 Tunnan – первый шведский истребитель, спроектированный с нуля

Шведский истребитель Saab J29 Tunnan, разработанный вскоре после Второй мировой войны, стал первым послевоенным реактивным истребителем с наклонным крылом и первым шведским реактивным самолетом, созданным с нуля.

Saab J29 Tunnan
Saab J29 Tunnan

Генезис
В середине 1940-х годов шведские военные осознали необходимость ввода в  вооружение новых реактивных боевых самолетов. Чтобы максимально ускорить работу, изначально было решено использовать проверенные истребители Saab 21 и оснастить их реактивными двигателями. Тогда же были начаты конструкторские работы на нескольких машинах, изначально предназначенных для реактивных двигателей.
Saab J21
Saab 21 R
В октябре 1945 года начались работы над двумя машинами в рамках проектов, обозначенных как R101 и R 1001. Проект, обозначенный как R101, предполагал создание самолета с формой, аналогичной Lockheed P-80 Shooting Star (с прямыми крыльями), но окончательным выбором был проект R 1001, предполагающий создание небольшого приземистого самолета со стреловидными крыльями.
По имеющейся информации, на выбор проекта большое влияние оказали данные, полученные от американцев о немецких реактивных самолетах конца войны, особенно о Messerschmitt Me 262 и P.1101. Изначально новый истребитель должен был оснащаться  британским двигателем de Havilland Goblin, но в декабре 1945 года было решено поменять силовую установку на совершенно новый двигатель de Havilland Ghost.
Были заказаны четыре прототипа и многочисленные макеты для испытаний в аэродинамических трубах и на земле. Работавшим над машинами, шведским конструкторам пришлось столкнуться с многочисленными трудностями, в основном связанными с отсутствием знаний о конструкции реактивного самолета. Тем не менее 1 сентября 1948 года первый опытный образец истребителя, получивший обозначение J29, поднялся в воздух. Из-за формы фюзеляжа он получил неофициальное название Flygande tunnan (“летающая бочка”), а позже официально получил прозвище Tunnan (“бочка”).
Летающая бочка
Испытания прототипа прошли гладко, самолеты получили положительные отзывы летчиков. Уже в конце 1948 года начались работы над серийными машинами, которые официально поступили на вооружение в 1951 году. Всего да 1956 года было построено 661 машина в четырех базовых модификациях – J29A (224 машины – базовая версия), J29B (332 машины, версия с увеличенными топливными баками и крюками под крыльями), S29C (76 машин, разведывательная версия), J29E (29 машин. , усовершенствованная конструкция, адаптированная для полетов на более высоких скоростях) и J29F (308 машин, которые были переоборудованы серийными J29B и J29E, оснащены форсажной камерой, а в 1963 г. адаптированы для нести ракеты AIM-9B Sidewinder – Rb 42).
Saab J29 Tunnan над Конго
Saab J29 Tunnan над Конго
Saab J29 Tunnan имел длину 10,2 метра, размах крыла 11 метров и максимальную взлетную массу 8 375 кг. Силовой установкой был двигатель Svenska Flygmotor RM2B, который является лицензионной версией de Havilland Ghost. Он обеспечивал максимальную скорость 1060 км/ч и запас хода 1100 км. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек и 75-мм ракет класса “воздух-воздух”, или Rb 24, или в штурмовом варианте 145-мм противотанковых ракет, 150-мм или 180-мм осколочно-фугасных снарядов. J29 имел очень хорошие характеристики, но из-за необычной конструкции и отсутствия специальной учебной машины в начальный период эксплуатации было много катастроф, в которых в общей сложности погибли 99 шведских пилотов.
В 1961-1962 годах в Австрию было продано 30 единиц  J29F (двумя партиями по 15 машин). Они использовались до 1972 года. Также в 1961 году пять J29B были отправлены в Конго в рамках миссии ООН. В 1962 году еще четыре J29B и два S29C также прибыли в Конго. Задача машин заключалась в проведении разведывательных операций и … атаке наземных целей во время боевых действий против войск Катанги.
Истребители показали себя очень хорошо и использовались до конца миссии в 1964 году. Из-за износа самолетов и дороговизны их доставки в Швецию они были уничтожены на месте. С появлением более новых машин, включая J35 Draken, Tunnan постепенно выводили из эксплуатации. В мае 1967 года версии истребителя были сняты, а многие машины переоборудованы для буксировки цели. В конце концов, в августе 1976 года все Tunnan были сняты с вооружения ВВС Швеции.
Резюме
До наших дней сохранилось около десятка J29, в основном в версии F. Большинство машин ушло в музеи. Один летающий самолет используется пилотажной группой ВВС Швеции. Истребители J29 Tunnan были первыми шведскими самолетами с реактивным двигателем,  разработанными с нуля (Saab 21 был создан путем установки реактивного агрегата на машину с поршневым двигателем).
Несмотря на отсутствие опыта в создании реактивных самолетов, J29 оказался удачным самолетом, который оставался в эксплуатации в течение 25 лет. Существует гипотеза, что  чертежи J29 использовались советскими инженерами  для разработки своих реактивных истребителей. Однако подтверждения этой информации нет. Вероятно, схожесть внешнего вида вызвана использованием немецкого опыта, воплощенного в  P.1101,  при работе над многими проектами того времени.
Андрей Бочкарев