Страницы истории авиации: секретная операция Mount Hope III

В 1988 году американцы провели секретную операцию под кодовым названием Mount Hope III по захвату подбитого ливийского вертолета Ми-25, находившегося в заброшенном аэропорту в районе Уади-Дум в Чаде. С момента принятия на вооружение вертолетов Ми-24 в конце 1960-х годов, а затем появления их экспортных версий Ми-25, американцы пытались получить о них как можно больше информации.

Захваченный Ми-25 при погрузке в С-5 (фото USAF)
Захваченный Ми-25 при погрузке в С-5 (фото USAF)

Это было непросто, потому что единственный способ увидеть такую ​​машину вблизи – попасть в СССР или другую страну, располагающую такими машинами, что для американцев в то время было практически невозможно. Страны, которые использовали эти вертолеты, чаще всего были враждебны Соединенным Штатам, а обломки машин, подбитых во время вооруженных конфликтов, были в таком состоянии, что изучить их конструкцию было никаких шансов.

Однако возможность получить такой вертолет появилась после окончания войны между Чадом и Ливией. Конфликт длился с 29 января 1978 года по 11 сентября 1987 года. Во время войны, длившейся почти 10 лет, власти Чада при поддержке африканских стран и Франции пытались бороться с партизанскими войсками, поддерживаемыми ливийским режимом Муаммара Каддафи. В ходе этих боев ливийцы практически вторглись в Чад. Контингент, принимавший участие в этих боях, был вооружен техникой советского производства, в том числе вертолетами Ми-25.

После окончания боевых действий в 1987 году ливийские войска покинули Чад, бросив огромное количество военной техники, часто в очень хорошем состоянии. Однако у властей Чада еще не были достаточно сил, чтобы взять под полный контроль возвращенную территорию, и поэтому техника на ней была оставлена на произвол судьбы. Американская разведка обнаружила брошенный вертолет Ми-25 в довольно хорошем состоянии на старом недействующем военном аэродроме недалеко от Уади-Дум. Примерно в то же время французы, поддерживавшие Чад, также приобрели вертолет такой модели, но это была сильно разбитая машина.

Ми-25 при погрузке в С-5 (фото USAF)
Ми-25 при погрузке в С-5 (фото USAF)

Американцы обратились к властям Чада с просьбой разрешить забрать брошенный вертолет. Правительство Чада не возражало и в обмен на поставку нескольких переносных зенитно-ракетных установок FIM-92 Stinger и выплату 2 миллионов долларов наличным одобрило проведение операции. Порядок действий был согласован на рубеже марта и апреля 1988 года. С самого начала американцы знали, что Чад не сможет помочь с операцией, а местонахождение брошенного вертолета никем не контролировалось. Сама операция должна была пройти в условиях полной секретности, чтобы никто не узнал о том, что брошенный ливийский вертолет достался американцам.

Подготовка и операция

После получения разрешения от властей Чада американцы начали подготовку к транспортировке вертолета. Подготовка проходила на полигоне White Sands в Нью-Мексико силами 160-го авиационного полка специальных операций (также известная как Night Stalkers). Тренировки носили кодовое название Mount Hope II  (“гора надежды”), а настоящая миссия… Mount Hope III.

После завершения тренировок, адаптации вертолетов MH-47 для перевозки тяжелого Ми-25 и подтверждения того, что он все еще находится в Уади-Думе, 10 июня 1988 г. два транспортных самолета C-5 Galaxy с двумя вертолетами MH-47 в трюмах приземлились в международном аэропорту Нджамены в г. в столице Чада. Кроме того, французы направили несколько военнослужащих, чтобы обеспечить безопасность всего района, а также несколько истребителей Mirage F1 для прикрытия с воздуха в случае контакта с ливийскими войсками. Кроме того, на место прибыли два C-130 Hercules, которые должны были действовать в районе Фая-Ларджо и Мауссоро, что обеспечило возможность заправки вертолетов по пути к месту назначения.

 Ми-25 при погрузке в С-5 (фото USAF)
Ми-25 при погрузке в С-5 (фото USAF)

Вертолеты летели один за другим под покровом ночи, причем экипаж одного из них прибыл первым и подготовил Ми-25 к транспортировке второй машиной. Машины должны были преодолеть около 800 км. Благодаря тщательному планированию вертолеты достигли места назначения и, несмотря на песчаную бурю, благополучно вернулись в Нджамену, где через 67 часов после начала операции все вертолеты были загружены в самолет С-5, который направился в обратный путь в США.

Резюме

Операция прошла успешно. Американцы получили Ми-25 в очень хорошем состоянии, что позволило провести его тщательное изучение, которое, впрочем, не дало для них ничего нового. Советские вертолеты конструктивно были примитивнее тогдашних американских и имели худшие характеристики. Мало того, тогда никто не ожидал, что через несколько лет СССР развалится, а к группе союзников США присоединятся страны, использующие вертолеты Ми-24, что позволит без проблем испытать и оценить их. В настоящее время у американцев есть несколько Ми-24 и Ми-25 в разных модификациях, как полученных от союзников, так и используемых частными компаниями.

Андрей Бочкарев

Бізнес авіація України