De Havilland Albatross

Страницы истории авиации: забытый De Havilland Albatross

Разработанный в 1937 году, De Havilland Albatross задумывался как почтовый и пассажирский самолет для британских авиакомпаний. В конечном итоге из-за начала Второй мировой войны его серийное производство не было запущено, но до 1943 года использовалось 7 построенных опытных машин.

De Havilland Albatross
De Havilland Albatross

В 1936 году британское министерство авиации подготовило Спецификацию 36/35 для трансатлантического почтового самолета. В ответ на это А. Э. Хагг, работающий в компании de Havilland, разработал проект четырехмоторного самолета из дерева и фанеры, получившего обозначение De Havilland DH.91 Albatross. Машина отличалась очень аэродинамичным силуэтом. Даже двигатели имеют очень тонкие корпуса и воздухозаборники, которые создают минимальное сопротивление воздуха.

Машина имела длину 21,8 м при размахе крыла 32 м. Максимальный взлетный вес составлял 13 381 кг. Он был оснащен четырьмя двенадцатицилиндровыми двигателями de Havilland Gipsy Twelve мощностью 415 л.с. каждый, обеспечивающими максимальную скорость 362 км/ч и крейсерскую скорость около 320-340 км/ч с дальностью полета 5310 км с грузом и 1670 км с пассажирами. Летный экипаж состоял из двух пилотов, радиста и бортпроводника. В зависимости от внутренней планировки машина могла принять 22-30 пассажиров или подходящий почтовый груз.

Опытный образец поднялся в воздух 20 мая 1937 года. Вскоре после этого второй прототип был поврежден во время испытаний на прочность, но был отремонтирован и возвращен в строй. Хотя самолет не имел достаточной дальности для трансатлантических перелетов, было решено построить еще 5 машин в пассажирской конфигурации, которые достались авиакомпании Imperial Airways.

“Альбатросы” регулярно использовались с октября 1938 года на европейских маршрутах, в основном между Лондоном и Парижем. Самым интенсивным периодом эксплуатации было лето 1939 года. Каждый из 5 самолетов в пассажирской конфигурации получил свое имя, что было стандартной практикой в Imperial Airways. С началом войны два самолета были переданы RAF для выполнения задач связи и транспортировки, в то время как остальные, формально принадлежащие BOAC, использовались в качестве транспортных самолетов. Из-за интенсивной эксплуатации и потерь в результате боевых действий к 1943 году все машины были списаны.

Судьба отдельных машин:

Faraday – самолет для почтовой доставки, используемый Imperial Airways, позже BOAC, а затем RAF. Разрушен при приземлении в Рейкьявике 11 августа 1941 г.
Franklin — почтовый самолет, использовавшийся BOAC, а затем RAF, утерян при приземлении в Рейкьявике 7 апреля 1942 года.
Frobisher – пассажирская версия самолета, использовавшаяся компанией Imperial Airways, позже BOAC. Разрушен во время налета на аэропорт Уайтчерч 20 декабря 1940 года.
Falcon – пассажирская версия самолета, используемого Imperial Airways, позже BOAC, списан в 1943 году,
Fortuna – пассажирская версия самолета, использовавшаяся компанией Imperial Airways, позднее BOAC. Разбился 16 июля 1943 года возле аэропорта Шеннон.
Fingal – пассажирская версия самолета, использовавшаяся компанией Imperial Airways, позднее BOAC. Разбился 6 октября 1940 г. возле Пухлчерча.
Fiona – пассажирский вариант самолета, использовавшийся Imperial Airways, позже BOAC, списан в 1943 году.

Карьера самолета De Havilland DH.91 Albatross была недолгой и впечатляющей, но опыт, полученный при их разработке, был использован при конструировании и постройке самолета De Havilland Mosquito, а позже также в некоторой степени при проектировании реактивных авиалайнеров De Havilland Comet.

Андрей Бочкарев