самолет-убийца SSJ-100

Злополучный Sukhoi Superjet 100 злополучного рейса. Виноват ли пилот?

Спустя одиннадцать месяцев после очередной серьезной катастрофы с Sukhoi Superjet 100, в результате которой погиб 41 человек и еще 10 получили ранения, российские власти опубликовали новые материалы о неудачной посадке. Видео и фотографии являются частью материалов, использованных в ходе расследования российским комитетом по авиационной безопасности и прокуратурой.

самолет-убийца SSJ-100
SSJ-100

Авария произошла 9 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево, недалеко от Москвы, когда самолет, выполняющий рейс №1492 Аэрофлота, подвергся попаданию молнии. Несмотря на то, что обычно удары молнии не наносит значительного ущерба качественно спроектированному и произведенному воздушному судну, в данном случае все оказалось не так. Пилоты сообщили о сбое электропитания, что по условиям полета требует срочной посадки. Из-за близости к взлетно-посадочной полосе пилоты решили вернуться в аэропорт отправления.

Командир Денис Евдокимов и второй пилот Максим Кузнецов сообщили диспетчеру аэропорта Шереметьево о ситуации на борту и о том, что они совершат аварийную посадку. Расследование показало, что командир не соблюдал ряд условий, в том числе руководство «Аэрофлота», выполняя заход на посадку с очень крутой глиссадой. При посадке из-за полных баков горючего были превышены конструктивные пределы посадочной массны самолета. При этом от удара Sukhoi Superjet 100 отскочил от земли. При соприкосновении с ВПП неуправляемая конструкция получила серьезные повреждения, что привело к пожару, который поглотил практически всю заднюю часть фюзеляжа.

После посадки экипажу потребовалось 17 секунд, чтобы начать процедуру эвакуации, с открытием правой передней главной двери и нажатием кнопки. Еще через 13 секунд дверь открыли на противоположной стороне самолета. Время эвакуации не превысило установленных норм. Видеозаписи, сделанные в то время, показывают, что несколько пассажиров высадились с ручной кладью, а другие пытались убежать от пламени, которое омывало кабину. В общей сложности 37 пассажиров и членов экипажа спаслись живыми, десять получили ранения, а еще 41 человек погиб.

Следователи считают, что КВС Евдокимов не выполнил надлежащие процедуры и был ответственен за несчастный случай, формально он обвиняется в халатности повлекшей гибель людей. Если он будет признан виновным, срок лишения свободы может составить семь лет.
Защита пилотов утверждает, что аварийные команды оказались неспособны быстро реагировать на аварийную ситуацию, как и руководство аэропорта Шереметьево, которое получило сообщение о необходимости немедленной помощи, но не отреагировало должным образом. На опубликованных видеозаписях, в том числе и представленной обвинением, можно заметить, что пожарные машины вдоль ВПП отсутствуют. Первая прибывает уже после того, как большая часть пассажиров покинула горящее воздушное судно.

Кроме того, защита указывает на то, что из-за сбоя в электроснабжении стало сложно управлять Superjet 100, который начал неправильно реагировать на команды экипажа. Обвинение утверждает, что не было обнаружено никаких доказательств того, что в системах управления самолетом произошел сбой или что спасательным командам потребовалось больше времени, чем обычно, чтобы справиться с инцидентом. Хотя в первом случае утверждение обвинения оспаривается авиационными специалистами, которые утверждают, что сбой в электропитании с большой вероятностью мог нарушить работу органов управления и именно это стало причиной для совершения аварийной посадки.

Вскоре после аварии следователи обнаружили, что тысячи гражданских пилотов в России, возможно, не прошли базовый курс пилотирования, купав свои дипломы в несуществующих учебных заведениях. Только в 2007 году незаконно было выдано более 550 лицензий. Однако это не имеет отношения к данному случаю, поскольку КВС Евдокимов был достаточно опытным пилотом. Он бывший военный летчик. Его общий налет составляет почти 7000 часов, из которых 1570 – он налетал в качестве пилота реактивных самолетов в гражданской авиации и 1428 – в качестве командира.

Андрей Бочкарев