Европейские авиакомпании лоббируют задержки в принятии нового экологического законодательства

Как утверждают экологические организациями, они располагают документами, которые доказывают, что европейские авиакомпании скрытно борются с ужесточением правил в отношении выбросов парниковых газов. Согласно документам, полученным группами, занимающимися защитой климата, авиакомпании предпринимают шаги, чтобы не допустить введения Брюсселем более строгих стандартов выбросов в климатический пакет ЕС.

Авиакомпании против “зеленого законодательства”

Документы, полученные организацией Influence Map через запросы публичной информации, показывают, что авиакомпании и отраслевые организации лоббировали решения против ужесточения регулирования деятельности сектора Европейской комиссией (ЕК) в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС. Авиационная отрасль также выступила против налогообложения топлива с высоким уровнем выбросов углерода, используя кризис пандемии в качестве аргумента против более строгого регулирования.

Авиационная отрасль активизировала свои лоббистские усилия, поскольку Комиссия готовится представить свое так называемое Зеленое законодательство, как один из элементов работы, направленной на снижение уровня выбросов в ЕС на 55 процентов к 2030 году, что позволит вернуться к уровню 1990 года.

Представители Lufthansa, крупнейшей авиакомпании Германии и одной из крупнейших в Европе, в январе написали Франсу Тиммермансу, вице-комиссару ЕС по Зеленому курсу заявление, чтобы оспорить “неравные условия конкуренции”, которые могут быть созданы некоторыми новыми правилами, такими как требования к перевозчикам применять строго определенный процент возобновляемых видов топлива. В прошлом году авиакомпании из Европы взяли на себя обязательство достичь к 2050 году цели нулевых выбросов парниковых газов, которую они намерены реализовать с помощью таких инструментов, как экономичные самолеты, возобновляемые виды топлива, компенсационные выплаты и внедрение новых технологий, таких как водородные или электрические самолеты.

По утверждению “зеленых”, эти обязательства отрасли были подорваны лоббированием краткосрочных мер по борьбе с изменением климата. “Авиационный сектор выступает за высокий уровень поддержки авиации с нулевым выбросом углерода в Европейском союзе к 2050 году, в то же время выступая против климатического законодательства на национальном уровне и на уровне ЕС, которое могло бы помочь в достижении этой цели”, — говорится в сообщении карты влияния.

Авиационная отрасль требует глобального плана

Авиационная отрасль убедила законодателей в том, что европейские правила поставят местных перевозчиков в худшее положение, чем их международные конкуренты, и что рост затрат ограничит их способность инвестировать в возобновляемые виды топлива. В октябре прошлого года отраслевая организация Airlines for Europe (A4E) призвала власти не реализовывать проект налогообложения керосина на внутриевропейских рейсах, включенных в законодательный пакет, аргументируя это тем, что тогда авиакомпании будут заправлять самолеты в третьих странах. Анализ подчеркивает, что будет трудно согласовать глобальные планы отрасли с более быстрыми темпами изменений в Европе. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) утверждает, что план действий по декарбонизации должен быть глобальным, а не региональным.

Особенно спорным вопросом в авиационной отрасли является расширение схемы торговли квотами на выбросы ETS, запланированное Европейским союзом. Система требует, чтобы компании платили за произведенные выбросы сверх суммы, произведенной в рамках бесплатной квоты. Уровень избыточных выбросов повысился более чем вдвое с уровня до пандемии до более чем 50 евро за тонну. Комиссия предлагает постепенно снимать бесплатные лимиты, в связи с чем расходы авиаперевозчиков возрастут.
Опубликованные документы показывают, что в прошлом году IATA попросила Комиссию предоставить “определенную степень гибкости операторам, которые находятся в экономических трудностях и не могут выполнять свои обязательства по ETS”. В ответ официальные лица ЕС написали, что “систему нужно уважать”.

EASA и IATA объединили силы против недисциплинированных пассажиров

Обсуждая предлагаемые изменения в законе, Европейский союз пригласил Lufthansa к участию в процессе консультаций с общественностью. Перевозчик заявил, что любые изменения в механизме ETS “должны учитывать тот факт, что европейская авиация в настоящее время переживает самый серьезный кризис в истории”. “Квоты на бесплатную эмиссию, ранее предоставленные неликвидным авиакомпаниям, должны автоматически применяться к получателям”, — добавляет представитель Lufthansa.

Авиационная отрасль неоднократно указывала на то, что ETS ухудшает положение европейских авиакомпаний по отношению к другим перевозчикам, поскольку его положения не распространяются на рейсы за пределы Европы. В то время как некоторые законодатели хотели распространить эту схему на межконтинентальные рейсы, авиационная отрасль предпочитает, чтобы они регулировались собственной схемой компенсации выбросов CORSIA. Компенсационная цена CORSIA намного ниже, чем требуется Союзом, и составляет около 2 долларов за тонну.

В письменном заявлении A4E Group заявила, что в документах “отсутствуют ссылки на коллективные действия и инвестиции, сделанные европейскими авиакомпаниями для сдерживания изменения климата”. Цели, поставленные европейскими авиакомпаниями, соответствуют Парижскому соглашению о прекращении глобального потепления на 1,5 градуса Цельсия выше доиндустриального уровня, напоминает A4E.

IATA заявила, что осознает, что изменение климата является проблемой экзистенциальной важности для авиации, и подчеркнула давние усилия отрасли по достижению устойчивого развития. “Но поскольку влияние авиации на изменение климата требует решений на глобальном уровне, мы должны противостоять ошибочным региональным нормам, которые могут навредить и не принести ничего хорошего”, — говорится в позиционном документе IATA.

Андрей Бочкарев

Business Aviation AVIAV TM