100 штук SSJ100 для Аэрофлот – приведут ли они перевозчика к банкротству?

В понедельник, 10 сентября 2018 года во время Дальневосточного экономического форума во Владивостоке, ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) и Аэрофлот подписали контракт на поставку 100 дополнительных региональных воздушных авиалайнеров SSJ100. Контракт был подписан президентом ОАК Юрием Слюсаром и президентом Аэрофлота Виталием Савельевым.


Поставка заказанных самолетов предусмотрена на 2019-2026 годы. Их основная конфигурация включает 12 мест в бизнес-классе и 75 в эконом-классе. Детали контракта все еще уточняются.

Считается, что подписанный вчера контракт является крупнейшим в истории гражданской авиации Российской Федерации. Государство стремится поддержать воздушный транспорт, в том числе увеличить доступность таких территорий, как Дальний Восток. Только в этом году было выделено более 2 миллиардов рублей для создания сети сервисных центров и обучения своих сотрудников.

В настоящее время Аэрофлот использует  49 самолетов SSJ100. Скоро к ним присоединится еще один. Аэрофлот заказал также 50 региональных авиалайнеров  MС-21. В 2026 году компания будет эксплуатировать в общей сложности 200 пассажирских самолетов российского производства.

Однако, как известно, именно Аэрофлот, учитывая печальный опыт использования новых российских самолетов, выступал против введения пошлин на импортные воздушные суда. И для этого имел все основания. Дело в том, что в отличие от зарубежных моделей, «сырая» конструкция SSJ100 не позволяет использовать его на полную мощность. Суточное время налета имеющегося флота этих самолетов у различных пользователей в среднем составляет 3,5 часа (у Аэрофлота – 4:54), в то время как другие летают от 8 до 14 часов в сутки (у Аэрофлота – 12 часов). Не трудно подсчитать, что остальные 187, г.о.,импортные модели, (всего флот насчитывает 236) буквально вытягивают тот пассажиропоток, который должен перевозить SSJ100.

При этом флагманский российский авиаперевозчик испытывает большие финансовые проблемы, так убыток за 1-й квартал этого года составил 11,5 миллиарда рублей. При этом на 3,5 процента выросли расходы на обслуживание воздушных судов. С поступлением во флот SSJ100 этот показатель еще увеличится. К этому следует добавить расходы на возможную компенсацию за отмену рейсов и аренду стоянки в аэропортах.

На увеличение пассажиропотока внутри страны надеяться не приходится. Наиболее прибыльными для Аэрофлота являются международные перевозки. Пассажиропоток в этом направлении за первых шесть месяцев составил почти половину (8,6 млн человек) от общего пассажиропотока.

Остается только гадать, как ОАК удалось пролоббировать эту сделку и как скоро  Аэрофлот объявит о своем банкротстве.

Андрей Бочкарев