193 страны высказались за сведение к нулевому уровню выбросов CO2 от авиации до 2050 года

Все 193 члена Международной организации гражданской авиации (ICAO) на 41-й Генеральной ассамблее специализированного авиационного агентства ООН обязались поддержать долгосрочную цель по нулевому выбросу углерода (LTAG) к 2050 году. Хотя все страны, наконец, приняли “зеленую цель”, она не является обязательной из-за нерегулирующей роли ICAO, которая не требует от стран соблюдения обязательств и управления выбросами. Заявление является историческим, поскольку все члены проголосовали за него, и оно было сделано после нескольких лет планирования и подготовки после того, как историческое соглашение было достигнуто в Париже в 2015 году.

Устойчивое развитие было главной целью Ассамблеи, а долгосрочная цель достижения нулевого уровня выбросов двуокиси углерода была принята Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) в октябре 2021 года. Однако поддержка ICAO подчеркнула важность изменений, требуемых национальными правительствами для поддержки устойчивой авиации. Это значительный шаг вперед по сравнению с предыдущей климатической целью ICAO, предусматривавшей к 2020 году углеродно-нейтральный рост и ежегодное повышение эффективности использования топлива к 2050 г. на 2 процента. Прежняя цель была поставлена ​​на 37-й Генеральной Ассамблее в 2010 г.

“Новая долгосрочная цель стран по обезуглероживанию воздушного транспорта в соответствии с аналогичными обязательствами отраслевых групп внесет значительный вклад в “зеленые” инновации и реализацию целей, которые необходимо ускорить в ближайшие десятилетия, чтобы в конечном итоге достичь полетов без выбросов”, — сказал президент Совета ICAO Сальваторе Шаккитано.

“Во время этого мероприятия страны добились огромного и очень важного дипломатического прогресса, в том числе по вопросам, имеющим решающее значение для будущего устойчивого развития нашей планеты и системы воздушного транспорта, которая обслуживает и соединяет ее население”, — добавил Генеральный секретарь Международной Организация гражданской авиации (ICAO), Хуан Карлос Салазар. Хотя все 193 страны приняли предложенную цель, в конечном итоге она не имеет обязательной силы из-за нерегулирующей роли IACO, которая не требует от стран выполнения обязательств и управления выбросами.

Достижение нулевых выбросов

Достижение нулевого уровня выбросов углерода в последние годы стало горячей темой в авиационной отрасли, поскольку обширный список авиакомпаний и стран взял на себя обязательства по достижению различных целей по сокращению загрязнения, что усиливает давление на ICAO. Согласно исследованию Международного совета по чистому транспорту (ICCT), в настоящее время на долю авиационной отрасли приходится около 2,4 процента глобальных выбросов от ископаемого топлива. Достижение нулевого уровня выбросов зависит от нескольких подходов к сокращению выбросов углекислого газа, включая разработку и внедрение инновационных технологий и дальнейшие инвестиции в устойчивое авиационное топливо (SAF).

Интерес авиакомпаний к топливу SAF возрос. В 2016 году с использованием экотоплива было выполнено 500 рейсов, а в прошлом году – почти 450 тысяч. Согласно руководящим принципам IATA, SAF может способствовать сокращению выбросов примерно на 65 проц. из необходимых для достижения нулевых выбросов CO2 в 2050 году. Жидкое экологическое топливо производится из отработанных масел, жиров и растений, а так же непищевых и синтетических материалов. Его устойчивость обусловлена ​​использованием сырья, не влияющего на деградацию лесов, пищевых и водных ресурсов. На протяжении всего жизненного цикла биогенного топлива выбросы двуокиси углерода реабсорбируются растениями, тем самым снижая выбросы от авиации до 80 проц.

Целевая группа по чистому воздуху (CATF) поставила под сомнение устойчивость биогенного топлива, заключив в недавнем исследовании, что крупномасштабное производство SAF может увеличить спрос на непродовольственные культуры, вынуждая фермеров расширять свои нынешние сельскохозяйственные угодья за счет пищевых культур, что может вызвать дефицит продовольствия. CATF отмечает, что необходимы дополнительные исследования и финансирование для удовлетворения прогнозируемого глобального спроса на устойчивые виды топлива.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщает, что дальнейшего прогресса не предвидится до тех пор, пока международная политика не станет более всеобъемлющей, возможно, не раньше 2030-х годов, хотя IATA считает целесообразным заменить SAF почти все ископаемые виды топлива, используемые в авиационной промышленности, к 2050 году.

Изменения в CORSIA

Члены ICAO подчеркнули важность надежного финансирования и инвестирования мер по сокращению выбросов, включая поддержку Международной программы компенсации и сокращения выбросов углерода в авиации (CORSIA), которая была впервые и тщательно рассмотрена на заключительном собрании.

В настоящее время 118 государств-членов вызвались принять участие в пилотной программе CORSIA с января 2023 года для согласования международных целей по углеродной устойчивости с учетом ограничений различных стран. CORSIA будет применяться только к международным рейсам между государствами-членами, которые вызвались участвовать в программе на первой стадии.

Ожидается, что CORSIA поможет достичь среднесрочных целей по углеродной нейтральности, компенсируя 164 миллиона тонн CO2 в год, что составит в общей сложности 2,5 миллиарда тонн в период с 2021 по 2035 год. С 2024 года базовый рост доли участия CORSIA будет повышен до 85 проц. от уровня выбросов углерода за 2019 год, в отличие от среднего за 2019–2020 годы, со скорректированным процентным соотношением, основанным на текущих изменениях, которые будут использоваться для расчета компенсационных требований с 2030 года.

Заправка самолетов биотопливом
Заправка самолетов биотопливом

“Пустые цели”

Несмотря на общую поддержку, обещание ИКАО подверглось критике со стороны групп и членов, надеющихся на более амбициозную цель, а представители нескольких европейских стран назвали его компромиссом. Китай, Россия и Эритрея были заметными противниками нулевых целей, при этом Поднебесная выразила обеспокоенность тем, что меры по сокращению выбросов углерода окажут негативное влияние на развивающиеся страны, добавив, что развитые страны несут международное обязательство по обеспечению финансовой и технической помощи в способность развивающихся стран достичь целей, которые, как подчеркнул китайский дипломат, очень амбициозны.

Аналогичной точки зрения придерживается и Россия, отметив неопределенность в отношении возможности увеличения производства SAF и его влияния на снижение цен на авиабилеты, предложив дальнейшие исследования долгосрочной цели по сокращению углеродного следа авиации.

Базирующаяся в Брюсселе неправительственная организация Transport and Environment задалась вопросом, как ICAO будет достигать своих целей, назвав результат “пустым” и “разочаровывающим”. Группа отмечает, что без участия в CORSIA крупных загрязнителей, таких как Китай, Россия, Бразилия и Индия, она охватит всего треть выбросов. Базовый уровень 85 проц. для CORSIA обеспечит всего 22 процента сокращения глобальных выбросов CO2. С настолько низким уровнем компенсации программа не дает стимула представителям авиации к ее обезуглероживанию.

“Сейчас не момент заключения парижского соглашения с авиакомпаниями. Давайте не будем делать вид, что ни к чему не обязывающая цель приведет авиацию к нулевому уровню”, — подчеркнул директор группы Джо Дарденн. “Если страны и промышленность серьезно относятся к этой амбициозной цели, им следует прекратить запугивать ЕС своими планами ввести налог на выбросы летающих самолетов. ЕС не должен ждать новых пустых обещаний, он должен продолжать свой мандат SAF и обложить налогами рейсы”, — добавил Дарденн.

Андрей Бочкарев