45-летие чешского акробатического самолета Zlín Z-50

Сегодня 45-летие полета чешского одномоторного пилотажа Zlín Z-50. В настоящее время этот самолет часто называют «полсотни».

Zlín Z-50

Zlín Z-50 пилотажной группы Flying Bulls Aerobatics Team

Осенью 1973 года  на заводе Moravan Otrokovice было решено построить новый пилотажный самолет. Группа во главе с Яном Микулой начала работать над проектом Zlín Z-50. В ходе реализации проекта были использованы компьютерные программы для улучшения аэродинамических свойств самолета. Основной проблемой был правильный выбор двигателя, потому что ни Чехословакия ни другие социалистические страны не производили двигатель с нужными параметрами. Именно поэтому был использована иностранная силовая установка. Выбор пал на американский двигатель Lycoming AIO-540 D4B5 мощностью 260 л.с. (191 кВт) и 3-лопастный винт Hartzell.

Еще одной целью было максимальное снижение массы планера. Для этого крылья были прикреплены непосредственно к раме фюзеляжа, которая характеризуется малым весом и длительным сроком службы. Шасси было изготовлено из титана, в фюзеляж из тонкого листового металла и покрыт холстом.

Топливный бак вмещает всего 60 литров топлива, чего, однако, достаточно для выполнения акробатических упражнений. Для более продолжительного полета на крыльях могли устанавливаться дополнительные топливные баки.

Первый полет прототипа состоялся 18 июля 1975 года. Летные испытания показали, что все предположения были выполнены.

В сентябре 1975 года самолет был выставлен на Брненской международной машиностроительной ярмарке, где он вызвал большой интерес. 11-14 мая 1976 г. самолет прошел испытания с участием пилотов из ЧССР, Польши, ГДР, СССР, Канады и Великобритании, получив очень высокую оценку всех участников (замечания касались в основном второстепенных вопросов). По их мнению, самолет проявил себя как исключительно управляемый, простотой и безопасный в пилотировании, что означает, что пилоты с относительно небольшим опытом в акробатике могут на нем летать.

Самолет Z-50 был сконструирован с целью участия в чемпионате мира по высшему пилотажу в 1976 году. После внесения некоторых усовершенствований в силовую установку самолет был запущен в серийное производство под обозначением Z-50L (было выпущено около 30 экземпляров). Этот самолет был одобрен FAA для выполнения акробатики в диапазоне перегрузки от + 9G до -6G.

В 1982 году была запущена еще одна модернизированная версия Z-50LS с двигателем Textron Lycoming AEIO-540 L1B5D мощностью 221 кВт. В 1986 году началось создание еще одной версии с собственным чешским двигателем Walter M-137AZ. Эта версия, обозначенная Z-50M, впервые взлетела 25 апреля 1988 года. В 1991 году была изменена форма крыльев, установлены дополнительные топливные баки и мощный генератор дыма, благодаря чему была создана версия Z-50 LX. Четыре самолета этой версии были использованы Red Bull “Flying Bulls Aerobatics Team”.

На самолетах Z-50L и Z-50LS участники из разных стран (но больше всего из ЧССР) заняли высокие места на различных соревнованиях по высшему пилотажу.

Андрей Бочкарев