Аэрофлот взял курс … на свалку истории

Авиакомпания «Аэрофлот» много лет являлась визитной карточкой России, одновременно показывая, что госкомпания из этой страны может предлагать международные услуги в сфере туризма на самом высоком уровне. Однако с началом войны в Украине она стала символом изоляции агрессора. АэрофлотНаходящаяся под санкциями группа «Аэрофлот», включая дочерние бюджетные компании «Россия» и «Победа», в марте этого года перевезла всего 189 тысяч пассажиров. Результат вдвое ниже результата, полученного за аналогичный период прошлого года. Национальный перевозчик северного соседа Китая в настоящее время летает только в тринадцать стран мира. До вторжения российских войск в Украину он обслуживал направления в 56 странах мира.

Назад в СССР

Бывший глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов на вопрос Forbes о причинах недавней отставки ответил, что не считает себя подходящим человеком для руководства компанией, стратегией которой должна стать не международная экспансия, а внутренний рынок, тем более, с опорой на малоэффективные самолеты отечественного производства. Это слишком похоже на возвращение в темное советское прошлое.

«Аэрофлот был построен в соответствии с мировыми стандартами, но он будет тенью самого себя и сможет летать только в те части мира, которые хотят вести дела с Россией», — сказал Кристофер Грэнвиль из лондонской консалтинговой фирмы TS Lombard. «Теперь это зеркало всей российской экономики, отрезанное от европейских систем», — добавил Грэнвиль.

Проблемы «Аэрофлота» будут только усугубляться, поскольку подавляющее большинство из более чем 350 самолетов группы — это Airbus и Boeing. Из-за санкций они сталкиваются с нехваткой запчастей и практически лишены сервисного обслуживания. Ожидается, что этим летом национальный авиаперевозчик России начнет процесс «каннибализации» национализированных указом президента этой страны самолетов двух крупнейших производителей.

Кроме того, нехватка самолетов не может быть компенсированы отечественными “Сухой-Суперджет” или “Иркут” МС-21, конструкция которых основана на… зарубежных композитах. Еще в начале весны вице-премьер Юрий Борисов подтвердил перенос сроков поставок последнего как минимум на два года. По данным нашего источника, планы по созданию отечественных двигателей для “Сухого” и МС-21 очень отдалены. Вместо этого Россия планирует увеличить производство еще более проблемных Ту-214 и Илов-96.

“Новый Ту-241 за последние пять лет получил всего пять заказчиков. Почему? Это просто очень неконкурентоспособный самолет с точки зрения производительности и эффективности”, — говорят эксперты компании Cofrance Sarl.

Амбициозные цели на свалку истории

Аэрофлот, несмотря на кризис, вызванный вирусом COVID-19, намеревался увеличить количество перевезенных пассажиров с 61 млн в год, достигнутых три года назад, до 130 млн в 2028 году. Ключом к успеху должно было стать, не эффективное руководство, а стратегическое расположение Москвы, аэропорты которой должны были стать мостом для дальних рейсов между Европой и Азией. Однако амбициозные цели оказались в мусорной корзине.

Национальный авиаперевозчик России отказался публиковать финансовые результаты за первый квартал 2022 года. Членство в альянсе SkyTeam было приостановлено, а компании по бронированию Sabre и Amadeus расторгли свои соответствующие контракты. Разорвал долгосрочный спонсорский контракт и знаменитый английский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед».

“Аэрофлот в ближайшие годы будет исключительно третьесортным внутренним перевозчиком в этой самой большой в мире, но малоразвитой стране”, — резюмировал Арнольд Барнетт, эксперт по авиационной безопасности Школы менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте.

Андрей Бочкарев