Аэропорт Хуанчо-Ираускина на острове Саба (Карибский бассейн): при посадке в иллюминатор не смотреть!

Аэропорт на острове Саба носит имя Хуанчо Ираускина – человека, благодаря которому к острову проложены регулярные авиалинии.

Саба входит в Малые Антильские острова – один их архипелагов островной гряды, отделяющей от Атлантического океана Карибское море у берегов Северной и Южной Америки. Расположен остров восточнее Пуэрто-Рико и в 46 км юго-западнее острова Святого Мартина. По происхождению – это вершина древнего подводного вулкана, поднявшаяся над морем почти на 900 м. Отсутствие пологих берегов по всей окружности острова не позволяет построить ни пирс, ни тем более порт.

Причиной строительства аэропорта стал визит на Сабу в самом начале 60-х гг. Хуанчо Ираускина, министра финансов Нидерландских Антильских островов. Опасный рейс по неспокойному морю и сложная швартовка у скальных отвесов заставили министра дать обет в случае благополучной высадки на берег выделить средства на строительство аэропорта. Слово он сдержал, и в 1963 г. аэропорт был официально открыт.

Единственным местом для воздушного порта на острове площадью 13 км² и диаметром 2,5 км с гористым рельефом и отвесными берегами стал продуваемый сильными ветрами плоский скальный мыс в северо-восточной части. Его размеры позволили проложить от обрыва до обрыва взлётно-посадочную полосу длиной 396 м – самую короткую в мире. Из-за длины ВПП и сильных боковых ветров Juancho E. Yrausquin Airport внесен в список необычных и наиболее опасных воздушных гаваней мира.

Остров Саба является региональным центром экотуризма, ежегодно на него прилетают до 25 тыс. туристов. Основные запреты для пассажиров: багаж не должен превышать 5 кг, во время посадки нельзя смотреть в иллюминаторы – пейзаж и траектория самолета в эти минуты, без преувеличения, не для слабонервных – поэтому их перед снижением закрывают.

Аэропорт Хуанчо Ираускин принимает регулярные рейсы четырёх международных гражданских авиакомпаний из 14 территорий Карибского региона. Допуск к полётам на Сабу имеют лёгкие типы самолётов с укороченными взлётно-посадочными характеристиками, такие как BN-2, DHC-6. Управляют ими пилоты-виртуозы высшей квалификации. Несмотря на возможные риски при взлётах/посадках, количество желающих посетить остров и проверить порог своего чувства страха ежегодно растёт.

Автор: Татьяна Ашихмина

Деловая авиация AVIAV TM