Аэропорт в Лукле (Непал): между горой и ущельем

Аэропорт в городе Лукла (восточный Непал) носит имена альпинистов Тенцинга Норгея из Непала и Эдмунда Хиллари из Новой Зеландии, первых покорителей Эвереста. Он один из самых загруженных аэроузлов в регионе. С прилёта в Луклу скалолазы начинают путь к гималайским «восьмитысячникам».

По статусу аэропорт региональный; по факту – международный, потому что сюда, в конечный пункт переброски для восхождения на главные вершины мира, прибывают альпинисты из всех стран. По условиям эксплуатации – экстремальный: опытные покорители вершин утверждают, что проще подняться на Эверест, чем удачно приземлиться на лётную полосу в Лукле.

Аэропорт находится на высоте почти 3 км над уровнем моря, между горным хребтом с пиками около 4000 м и ущельем глубиной 700 м. Один торец его лётной полосы расположен в нескольких метрах от края ущелья, второй – недалеко от склона горы. В районе аэропорта часто бывает высокая облачность из-за большой высоты, круглые сутки дуют ветра из-за разных температур воздуха над гребнями гор, на их склонах и в низине долины.

ВПП длиной 527 м, шириной 20 м проложена по склону с углом 12º. Полёты выполняются на самолетах Dornier-228, Twin Otter с укороченными характеристиками взлёта и посадки. Грузоподъемность машин не превышает двух тонн, посадочных мест на борту не больше 20. Действуют строгие нормы для веса груза: пассажир имеет право провезти багаж не тяжелее 10 кг и ручную кладь весом до 2 кг. Если самолёту угрожает перегрузка, багаж отправляется другим бортом, поэтому от пассажиров требуют крупно подписывать свою кладь и указывать номер телефона.

Условия для взлётов и посадок чрезвычайно трудные. Близость высоких гор не позволяет пилотам в случае осложнений при посадке зайти на второй круг, приземление возможно с единственной попытки. Из-за высокой облачности, постоянных ветров, неустойчивой погоды рейсы часто переносят, их задержка – от одного–двух часов и до нескольких дней. Из-за отсутствия искусственного освещения полёты осуществляются в светлое время при хорошей видимости. Взлёты и посадки исполняются без помощи электроники, по инструкциям, на основе визуального наблюдения. Рейсы в Луклу выполняют из столицы Непала Катманду несколько авиакомпаний. Ежегодно услугами «воздушных ворот» Гималаев пользуется примерно 25000 человек.

Автор: Татьяна Ашихмина

Деловая авиация AVIAV TM