Air Astana доверяет 737 MAX 8

На третий день авиасалона в Объединенных Арабских Эмиратах концерн Boeing наконец оказался в центре внимания. Это произошло благодаря заявлению, что Air Astana подписала протокол о намерениях приобрести 30 единиц 737 MAX 8 для своей дочерней бюджетной авиакомпании Fly Arystan.

Boeing 737 MAX для Fly Arystan

Boeing 737 MAX для Fly Arystan

Национальный перевозчик Казахстана рассчитывает представить последнюю версию 737 в конце 2021 года. Это, конечно, предполагает, что до тех пор отмена эксплуатации MAX, с которой мы сейчас имеем дело, останется только в воспоминаниях. На данный момент, однако, с марта этого года ни один MAX не поднимался в воздух с пассажирами на борту.

30 MAX для Air Astana

Из последних сообщений известно, что возвращение самолетов в эксплуатацию должно произойти в начале следующего года, когда Boeing закроет вопрос об изменениях программного обеспечения и обучении пилотов. Это должно позволить FAA завершить заземление. Однако следует помнить, что европейский регулятор будет проводить отдельный процесс сертификации. Не известно, сколько времени это займет у EASA.

Авиакомпания Air Astana, располагающая парком в 37 машин, из которых всего 7 самолетов Boeing, надеется, что теперь все пойдет в соответствие с заявлениями и обещаниями американского производителя. Однако оптимизм этой авиакомпании подкреплен реализмом, поскольку речь идет только о протоколе намерениях, а не о подписании контракта. В настоящее время покупка MAX похожа на покупку кота в мешке. Это потенциально очень хороший самолет, но есть вероятность, что недостатки этой модели окажутся трагическими. Это менее вероятный вариант, отсюда осторожное  решение Air Astana.

«Мы делаем полеты доступным для граждан Казахстана, — рассказала о сделке журналистам генеральный директор авиакомпании Air Astana Алма Алижужинова. Она добавила, что компания планирует приобрести 15 единиц MAX напрямую и использовать лизинговую формулу для получения остальных.

Однако сделка может столкнуться с рядом трудностей, первая из них – членство Казахстана в так называемом Таможенном союзе, где явно прослеживается гегемония России. Москва будет всячески препятствовать сделке, навязывая свои самолеты. Несколько дней назад Казахстан уже опровергал распространяемые ОАК слухи, о том, что казахские перевозчики заказали несколько десятков злополучных SukhoiSuperJet-100. Казахская сторона только подтвердила, что она готова вести переговоры по этому вопросу, если руководство ЕАЭС продолжит до 2032 года решение комиссии Таможенного союза №130, которое освобождает от уплаты таможенных пошлин среднемагистральные самолеты класса А320/Boeing-737 и дальнемагистральные А330/Boeing-767.

20 машин для анонимного покупателя

Boeing также объявил, что ему удалось продать еще 20 единиц новейшего 737. Половина из них — MAX в версии 7, и половина самых больших «десяток». Имя заказчика не разглашается.
В целом, Boeing сегодня может похвастаться объявлениями о покупках на 6 миллиардов долларов по каталожным ценам. В данной ситуации важно то, что американской корпорации вообще удается что-то продать, а потенциальные покупатели все еще ждут хороших новостей от регуляторов относительно безопасности MAX.