Авиакомпания Air Astana, национальный перевозчик Казахстана, вновь отложила поставку трех самолетов Boeing 787 Dreamliner. Причина — неблагоприятные рыночные условия (замедление экономического роста в Казахстане) и значительная девальвация местной валюты. Недавно опубликованный годовой отчет за 2018 год показывает, что поставки первых 787 в настоящее время запланированы на 2023 год.
О намерении приобрести три самолета Boeing 787-8 Dreamliner авиакомпанией Air Astana было объявлено в 2011 году. В то время контракт, который также включал четыре самолета Boeing 767-300ER, был оценен в 1,3 миллиарда долларов (опцион предусматривал еще восемь Dreamliner). Это был крупнейший заказ в истории гражданской авиации в Казахстане.
Первоначально поставка Boeing 787 в Air Astana планировалась на 2017–2019 годы, но в 2014 году она была перенесена на 2019 год, а за тем – на 2018–2021 годы. Теперь задержка достигла четырех лет. Такая отсрочка поставок предполагает, что перевозчик может в конечном итоге отказаться от заказа. Одной из причин этого является появление бюджетной авиакомпании FlyArystan. Очевидно, что казахская компания начинает видеть свои возможности для бизнеса на внутренних рейсах, которые в такой огромной стране, как Казахстан, кажутся естественным путем развития. Для реализации этого видения широкофюзеляжные самолеты не понадобятся, и в 2023 году, когда в транспортном парке появится Dreamliner, на рынке будет доступно большее количество моделей узкофюзеляжных реактивных самолетов большой дальности.
В настоящее время Air Astana располагает 35 самолетами, в том числе тремя Boeing 767-300ER, пятью Boeing 757-200, шестнадцатью аэробусами A320, в том числе тремя A320neo и одним A321neo, и одиннадцатью Embraer E-190, включая три E190-E2. Они летают из Алматы в Актобе и Нур-Султан, а также в Азербайджан, Китай, Египет, Южную Корею, Малайзию, Германию, Россию, Таиланд и Турцию.
Андрей Бочкарев