Airbus A380 и Boeing 747 – битва титанов

Вне всяких сомнений Airbus A380 и Boeing 747 Classic являются самыми большими пассажирскими самолетами в мире. Американский Boeing 747 в течение около 40 лет был крупнейшим воздушным судном. Когда началось быстрое развитие гражданской авиации, возникла нужда в самолетах большой вместимости. Поэтому в 1964 году был объявлен конкурс, на котором определены требования к воздушному судну, получившему название Cargo EXperimental- Heavy Logistics System(CX- HLS). Участвовать в конкурсе изъявили желание Boeing, Douglas, General Dynamics, Lockheed, Martin Marietta.

Список авиакомпаний - последних пользователей легендарного Boeing B747
B747 Delta Arlines


Для такого фундаментального проекта требовались также новые двигатели с большой тягой и меньшим потреблением топлива, чем у имеющихся. Свои предложения про проектированию и производству таких двигателей сделали General Electric, Curtiss- Wright, Pratt & Whitney.

В результате к разработке самолета были приглашены Boeing, Douglas и Lockheed, а двигателей – General Electric и Pratt & Whitney, поскольку их объединяло много общих решений. Через четыре года работ впервые был представлен Boeing 747-100, получивший серийный номер 20235. На его фюзеляж были нанесены логотипы 26 авиакомпаний, а 26 стюардесс разбило по бутылке шампанского о корпус авиалайнера, чтобы отметить событие.

Первый полет прошел 9 февраля 1969 года в 11.34 по местному времени из аэропорта Paine Field. За штурвалом находились пилоты Джек Вадделл и Брайн Уайгл, а также инженер-испытатель Джесс Уаллик. B747- 100 сопровождал истребитель F-86 Sabre, который служил для наружного наблюдения за ходом полета и предупреждения о критических ситуациях. Планировалось, что первый испытательный полет займет 2,5 часа, но он закончился через 76 минут из-за проблем с закрылками.

В испытательных полетах участвовало 5 прототипов, из которых 747-100 никогда не был продан авиакомпаниям, т.к. использовался в последующем для различных исследований, в том числе испытаний новых двигателей (Trent 800). Серийное производство воздушных судов модели 747 началось в 1979 году. Первый серийный B-747-100 вмещал 490 пассажиров.

Всего было произведено 1531 штук этого самолета в различных вариантах и модификациях, из которых до сих пор эксплуатируется только 546 шт. Цена за один самолет модели B747-400, который вмещал до 624 пассажиров составляет 228 млн долларов США, в то время как самый большой вариант Boeing 747-8, вмещающий 700 пассажиров, стоит 351,4 млн.

Таблица параметров Boieng семейства 747, а также аварий с его участием. Аварий -70, катастроф -49.


Первый официальный полет B747 авиакомпании Pan Am с пассажирами должен был состояться 21 января 1970 по маршруту Нью-Йорк (John F. Kennedy) – Лрндон-Хитроу. На его борт поднялись 336 пассажиров, которые зарезервировали места двумя годами ранее. Билет в одну сторону тогда стоил 365 долларов. Однако из-за аварии одного из четырех двигателей полет был отменен.

Производство Jumbo Jet составляло 7 штук в месяц. Первой европейской авиакомпанией, купившей этот самолет, была Lufthansa. За первый гд эксплуатации Jumbo Jet перевезли около 6 млн пассажиров на общее расстояние более 133 км. Еженедельно самолеты B747 взлетали и приземлялись около 2900 раз. В 1970 году в летний сезон посадка 272 пассажиров занимала около 19 минут, рекордное время составило 10 минут. Высадка пассажиров продолжалась 8 минут, но однажды удалось сократить это время до 4-х.

Первая катастрофа «королевы неба», как тогда прозвали огромный авиалайнер, произошла 20 ноября 1974 года. Самолет, принадлежащий Lufthansa совершал полет по маршруту Франкфурт-Найроби-Йоханнесбург. Сразу после вылета из Найроби пилоты почувствовали сильную вибрацию рулевых поверхностей, но, несмотря на это, продолжили взлет и убрали шасси. К сожалению, через несколько мгновений самолет упал на расстоянии 1 км от конца взлетно-посадочной полосы, распавшись на части. Тогда погибло 55 из 140 путников и 4 из 17 членов экипажа.


С точки зрения числа жертв, крупнейшая катастрофа с участием B747 произошла 27 марта 1977 года на Тенерифе. В общей сложности погибло 574 человека.

747- 100 был предложен US Air Force в качестве топливозаправщика, служил для транспортировки космического челнока NASA, использовался как президентский самолет. Для исследования космического пространства применялся Boeing 747SP SOFIA. Классических Jumbo Jet было произведено 724 штук.

В свою очередь Airbus летом 1988 года в обстановке полной секретности сделал первые эскизы крупнейшего в мире самолета вместимостью 800 пассажиров. Проект получил кодовое название Ultra High Capacity Aircraft (UHCA). Все возможности для его реализации были, так как на тот момент в Европе не было никакого другого инновационного проекта, который мог произвести революцию в техническом прогрессе на основе имеющихся наработок. Тем более, что Airbus рвался конкурировать Boeing, поэтому не мог обойтись без воздушного судна большей вместимости. Европейский авиатранспорт рос ежегодно на 5 проц., а в Азии – в двухзначном темпе. Таким образом время для создания большого авиалайнера было весьма подходящим. Планировалось, что эксплуатация Airbus начнется между 2003 и 2005 годом, и она будет дешевле на 15 проц. по сравнению с B747-400.

Таблица параметров   Airbus A380.

AIRBUS A380  
Размах клыльев 79,75 m
Длина 72,72 m
Высота 24,09
Площадь крыла 845 m2
Вес пустого 276, 8 000 kg
Вес взлетный 575 000 kg
Крейсерская скорость 945 km/h
Практический потолок 13 100 m
Дальность полета 15 200 km
Число пассажиров (3 кл.) 560
Число пассажиров (1 кл.) 853
Число произведенных 224

Новейший авиалайнер должен был стать первым двухпалубным по всей длине пассажирского салона. Концерн Airbus обратился за поддержкой к 19 крупнейшим авиакомпаниям, чтобы они сформулировали свои требования к новому воздушному судну. Одним из них было – уложится по размерам в квадрат со стороной 80 метров, для обеспечения высшего уровня безопасности при маневрах в аэропорту. Он также должен был стать простым в обслуживании и иметь возможности переконфигурации салона. Изначально самолет рассчитывался на 550 пассажиров с возможностью увеличения. Полезная площадь составляла 550 кв.м., а дальность полета 15 700 км при крейсерской скорости 900 км//ч.

AirFrance

Airbus и Boeing должны были сотрудничать при работе над проектом, но она не принесла желаемых результатов, хотя позволила проверить некоторые замыслы и организовать производственный процесс. В свою очередь Boeing решил увеличить Jumbo Jet, а Airbus продолжал свой проект самостоятельно. Интересно, что вскоре после начала сотрудничества Airbus и Boeing над UHCA, американский производитель обвинил Airbus в промышленном шпионаже.

Инвестиции в проект должны были составить 10 млрд евро, но в действительности было потрачено на около 1,5 млрд больше. Общее число участвующих компаний составило 27.

Airbus изначально сообщал для СМИ как можно больше информации на тему A380. Создатели опасались, что пассажиры могут бояться летать таким большим самолетом, поэтому решили разместить на борту беспошлинный магазин. В последствии авиакомпании отказались от такого экстравагантного решения в пользу увеличения числа мест, оставив бары для пассажиров первого и бизнес-класса.

Двигатели Trent 900 поставлял Rolls-Royce. В кабине пилотов не использовались аналоговые приборы, а вместо них установлены цифровые жидкокристаллические дисплеи. Площадь крыльев A380 составила 845 кв.м. Производство первых элементов Airbus A380 началось 14 марта 2002 на заводе в Бремене, а уже в мае того же года предприятие приступило к сборке первого летающего прототипа с серийным номером MSN001. В начале производства прототипа, известного как AXX, принимала участие промышленность Франции, Германии и Великобритании, а сейчас узлы и детали для этой модели изготовляются практически по всему пиру.

Перевозка всех компонентов осуществляется сухопутными, морскими и речными путями в Тулузу, где проходит главная сборка. Некоторые части самолета перевозятся также с помощью Airbus A300-600ST Beluga. К сожалению, во время окончательной сборки первого экземпляра появились проблемы – пучки электрических кабелей оказались короче на несколько сантиметров, а у данной модели самолета их общая длина составляет около 530 км. Появились даже слухи о саботаже проекта UHCA. Однако вскоре выяснилось, что в германском и испанском подразделении при проектировке использовалось программное обеспечение CATIA версии 4, а то время как в британским и французском – пятая версия.

Первая презентация A380 прошла 18 января 2005 в присутствии лидеров Испании, Германии, Франции, Великобритании. 27 апреля 2005 прошел первый полет из Бланьяк. Он занял 3 часа 54 минуты и завершился в месте старта. В кокпите находились пилоты Клод Лелай и Жак Росай. Самолет испытывался, в том числе, в арктической части Канады, в пустыне под Абу-Даби. Было также проведено опытное сервисное обслуживание в аэропорту Фракфуркта-на-Майне и пробная эвакуация, которая заняла 78 секунд, в то время как по самым строгим требованиям должно быть 90 сек. Кроме самого самолета, проверялись взлетно-посадочные полосы на способность выдерживать нагрузку, создаваемую таким большим воздушным судном.

Заказы на авиалайнер начали поступать в 2000 году. Первым получателем Airbus A380 стала Singapore Airlines в октябре 2007 года. Крупнейшим оператором этой модели на данный момент является Emirates с флотом из более 100 бортов. Интересно, что British Airways будучи участником проекта Airbus A380 заказал всего 12 экземпляров в 2007 году, то не очень ошеломляющая цифра, особенно, если сравнивать с заказом Emirates на 20 штук еще в 2005-м.
Взлетная и посадочная дистанции A380 сравнительно меньше, чем у Boeing 747, он также экономически эффективнее «королевы неба». Может брать больше пассажиров, соответственно расходы ниже.

В 2008 году в эксплуатацию было передано 12 единиц A380-800, а ув 2011-м уже выпускалось по два самолета в месяц. В первый год использования этой модели самолетов был отмечен «эффект A380», который заключался в росте пассажиропотока на 10 проц. В течение срока эксплуатации концерн Airbus вводил мелкие изменения в конструкцию.

4 ноября 2010-го был осуществлен рейс авиакомпании Qantas из Сингапура в Сидней. Через 15 минут после старта из двигателя №2 пошел дым. Затем произошел взрыв и оторвалась часть обтекателя. Пилоты развернули воздушное судно и успешно завершили аварийную посадку. Перевозчик отменил вылеты 6 бортов модели A380 на время выяснения причин аварии. Проблема оказалась в двигателе Trent 900, а конкретно в подшипнике вала компрессора высокого давления. После ремонта были замечены небольшие трещины в обшивке крыла. Тогда началась проверка всех самолетов этой модели у всех эксплуатантов. Выяснилось, что проблема имеется не только на экземпляре, пережившим аварию. Кроме того, на некоторых экземплярах были обнаружены трещины и в стенках нервюр. Поэтому Airbus рекомендовал проводить контроль этих элементов каждые 1800 циклов (взлет-посадка).

На данный момент A380 – последний и единственный самолет, который превзошел размерами, вместимостью и эффективностью Boeing 747. Оба самолета остаются самыми большими пассажирскими авиалайнерами в мире. Для их создания потребовалось использовать много уникальных технических решений и инноваций, а также совершенная организация труда, начиная от изготовления самых мелких деталей и заканчивая транспортировкой узлов и окончательной сборки. Все, о чем когда-то мечтали пассажиры и операторы, сбылось. Имеются варианты с барами, приватными каютами, ресторанами и магазинами. Не хватает только бассейна.

Интересно, каким будет самолет, который превзойдет по параметрам двух титанов?

Андрей Бочкарев