fbpx

Airbus и Boeing в погоне за военными заказами после коллапса на гражданском рынке

Boeing Loyal Wingman

В прошлом году доходы гражданского подразделения Airbus составили около 75 процентов от всех доходов концерна. Остальные были получены за счет производства вертолетов, военной и космической техники. В этом году процентное соотношение будет другим. Это означает для крупнейшего мирового производителя, что рынок вооружений будет приобретать все большее значение. Это можно увидеть на примере программы по созданию беспилотных машин поддержки боевой авиации.

Boeing Loyal Wingman
Boeing Loyal Wingman

Последствия пандемии, вызванной коронавирусом, предсказать невозможно. Никто не знает, когда это закончится, как все переживут глубокий экономический кризис и в какой степени он разрушит рынок авиаперевозок. Однако, несмотря на эту неопределенность, необходимо продолжать действовать и пытаться заработать. Airbus и Boeing, недавно представившие свои достижения в так называемом Loyal Wingman. Новая идея пополнить кошелек. Потенциально очень выгодно.

Если хочешь мира, отправляйся за покупками….

Американский производитель в связи с величайшим финансовым и имиджевым кризисом, вызванным скандалом с Boeing 737 Max, уже в третьем квартале 2019 года в большей степени держался за счет заказов от вооруженных сил США и армии других стран. В соответствующий период 2018 года деятельность на оборонном рынке принесла американской компании 250 млн убытков. Год спустя тот же сегмент рынка принес компании 750 миллионов прибыли.

Очевидно, что мир тратит все больше и больше на вооружение. В результате авиапроизводители постепенно обращают больше внимания на этот вид продукции. По расчетам Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), объем торговли оружием в 2019 году оценивался в 420 миллиардов долларов. Это показывает рост на 4,6 процента по сравнению с прошлым годом и на 47 процентов по сравнению с 2002 годом.

Свыше 400 миллиардов долларов — это впечатляет, но стоит отметить, что общий оборот пятнадцати крупнейших оборонных компаний в 2019 году был ниже, чем годовой оборот Toyota или Volkswagen. Однако из-за пандемии ситуация сильно меняется. И меняется по двум причинам. С одной стороны, гражданский рынок рушится за счет снижения спроса. С другой стороны, усилилось соперничество между США и Китаем за мировое первенство. Раздается все больше и больше голосов о том, что обе стороны начинают усиливать конфронтацию, а это может привести к их столкновению и открытому вооруженному конфликту. Неслучайно две страны больше всего инвестируют в вооружения. 684,6 млрд долларов США и 181,1 млрд долларов США соответственно представляют собой рост расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года или на 6,6 проц., что намного выше среднемирового уровня.

Для таких производителей, как Airbus или Boeing, грех не воспользоваться такой ситуацией, тем более что положение на гражданском рынке катастрофическое. Если клиенты готовы тратить, то концернам нужно что-то предложить.

Будущий хит продаж?

Loyal Wingman означает сопровождающий или ведомый самолет, который предназначен для взаимодействия в полете, наблюдения за окружающей обстановкой и защиты ведущего самолета во время миссии. Новые технологии позволяют выполнять эту роль беспилотному летательному аппарату. Такой ход позволяет Loyal Wingman также выполнять защитную функцию, действуя как фантомная цель для системы ПВО противника. Также нетрудно представить себе ситуацию, в которой ведомый выполняет демонстрационный полет, призванный отвлечь противника от фактической цели полета объединенной авиационной группы.

Дополнительным преимуществом боевого дрона является использование искусственного интеллекта. Благодаря этому машины будут учиться поведению пилотов пилотируемых истребителей во время исследовательских полетов. Это, в свою очередь, позволит легче совмещать возможности технической новинки с применяемыми сегодня методами ведения боя. Понимание поведения пилота позволит дрону быстрее и эффективнее программировать свои действия в реальном бою.

С точки зрения бизнеса преимущество этой идеи состоит в том, что ее производство намного дешевле, и поэтому заказчики будут более охотно открывать свои кошельки. Тем более, что о потерю беспилотных машин признать легче, чем сообщить о сбитом самолете с людьми на борту. Обществу легче принять этот первый эффект войны.

Производители не сидят сложа руки

Как сообщает источник нашего портала, Airbus успешно протестировал некоторые решения для беспилотного “лояльного ведомого” Remote Carrier, который создается в рамках программы истребителей шестого поколения. В соответствии с концепцией будущих воздушных операций, разработанной Airbus, система доказала возможность взаимодействия с другими самолетами.

Тестирование проводилось в июне во время учений Timber Express 2020. Основной темой ежегодных маневров, организуемых Германией в рамках НАТО, был обмен данными в среде с использованием различных типов каналов передачи данных. В учениях участвовали все виды войск. В выставке Timber Express этого года приняли участие, в частности, чешские и голландские подразделения. В авиационной части участвовали самолеты Люфтваффе Typhoon, Tornado и P-3C Orion, оснащенные каналом передачи данных Link 16.

Также выяснилось, что Remote Carrier может выполнять указания пилотируемых машин, не подвергавшихся соответствующим техническим изменениям. Также была продемонстрирована функциональная совместимость “лояльного ведомого” Airbus со стандартами радиоэлектронной борьбы НАТО. Макет Remote Carrier был представлен на прошлогоднем Парижском авиасалоне.

Проекты Boeing еще более продвинуты. В мае австралийский промышленный консорциум представил прототип Loyal Wingman для Королевских ВВС Австралии. Беспилотный летательный аппарат создается совместно с американским производителем для удовлетворения потребностей Канберры в рамках программы передовых разработок Loyal Wingman. В то же время он должен стать основой для системы Boeing Airpower Teaming System (ATS), предназначенной для глобальных рынков. Предполагается использовать искусственный интеллект для выполнения в основном разведывательных и наблюдательных задач, а также для ведения радиоэлектронной борьбы. Длина планера – 11,7 метра. Он обладает сменным носом, в который можно поместить оборудование, необходимое для выполнения задачи. Известно, что в конструкции использованы решения, снижающие заметность, но подробности Boeing умалчивает.

По данным пресс-службы американского производителя, программа ATS является крупнейшей инвестицией, связанной с программами беспилотных летательных аппаратов, осуществляемыми Boeing за пределами США. До сих пор бюджет программы не разглашался. В то же время, однако, некоторые источники предоставляют информацию, согласно которой средства на реализацию программы должны поступить из бюджета в размере 44,5 млрд долларов США, созданного компанией в 2018 году для развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в Австралии. Благодаря заявлению министра обороны Австралии Кристофера Пайна известно, что финансовое участие правительства этой страны в программе составляет 28,7 миллиона долларов. Собственный вклад Boeing в финансирование проекта хотя и не подтвержден официально, но оценивается в аналогичную или чуть большую сумму.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM