Airbus намерен потеснить Boeing на рынке грузовых самолетов

Европейский Airbus нацелился на одну из самых прибыльных ниш Boeing –  он приступил к разработке грузовой версии самолета A350, делая ставку на то, что  бум онлайн-покупок продолжится и после кризиса пассажироперевозок, вызванного пандемией. Предлагаемый французским производителем грузовой самолет А350 будет неким гибридом нынешних вариантов, но, прежде всего, он будет базироваться на решениях версии -1000. На протяжении многих лет в сфере грузовых перевозок доминировал Boeing, даже когда его европейский конкурент завоевал корону крупнейшего в мире производителя пассажирских авиалайнеров. И на этом рынке за что побороться, поскольку  американский производитель в прошлом году прогнозировал спрос на 2430 грузовых самолетов  в течение 20 лет, в том числе 930 грузовых самолетов и 1500 переоборудованных из пассажирских самолетов. Вот почему сейчас это должно измениться, поскольку Airbus подтвердил, что его совет директоров поддержал создание грузового A350, который планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году, но еще не объявил о каких-либо заказах от потенциальных клиентов для новой программы.

A350F в основном будет базироваться  на A350-1000, хотя он будет гибридом двух пассажирских версий.
“Программа во многом опирается на уже существующие конструктивные особенности А350. Конструкция грузового лайнера в основном основана на модели -1000, и более крупный вариант А350 будет основной движущей силой для нового типа”, —  сказал генеральный директор Airbus Гийом Фори  29 июля, выступая на брифинге по результатам первой половины  этого года.

Хотя подробности о характеристиках еще не раскрыты полностью, Фори говорит, что грузовое судно будет иметь полезную нагрузку более 95 тонн. Но другие источники от производителя говорят, что его полезная нагрузка будет варьироваться от 105 до 110 тонн. Для сравнения: планируемая грузовая версия Boeing B777X должна брать на борт от 115 до 117 тонн. Так что различия косметические, и, возможно, самолетов Airbus, наконец, станет немного больше на рынке грузовых перевозок благодаря A350F. Пассажирские варианты А350 оснащаются исключительно двигателями Rolls-Royce Trent XWB. Будет ли   грузовая версия оснащаться такими же двигателями? Это точно не известно, но в отрасли ходят слухи, что британский производитель готов подготовить новую версию этого двигателя с увеличенной тягой.

Производство будет встроено на нынешнюю сборочную линию A350 в Тулузе, и Airbus рассчитывает извлечь выгоду из опыта программы BelugaXL, которая была разработана на основе A330. “Пришло время для авиакомпаний увидеть некоторую конкуренцию”, — добавил Фори.

Хотя сразу после пандемии объем грузовых перевозок резко увеличился, Фори не обеспокоен тем, что рынок грузовых самолетов A350 рухнет, поскольку экономическое восстановление и возврат к пассажирским перевозкам продолжаются.

“Во время пандемии  интенсивно используются грузовые перевозки, но в парке авиакомпания все еще много старых самолетов, и мы наблюдаем волну их замены во второй половине десятилетия. Время определиться с разработкой этого грузового самолета очень хорошее, потому что самолет должен конкурировать не только со старыми вариантами, но и будет пока единственным грузовым самолетом нового поколения. Этот самолет представляет собой очень сильную платформу и может быть очень конкурентоспособным на рынке с точки зрения мощности и расхода топлива, особенно с учетом изменений в экологических правилах ИКАО, которые, как ожидается, произойдут с 2028 года”, — заключает глава Airbus.

Расходы Airbus на исследования и разработки  в первой половине года упали на 10 проц., но финансовый директор Доминик Асам говорит, что умеренные затраты на разработку грузового авиалайнера A350 во второй половине года помогут снизить годовые расходы до уровня, аналогичного тому, который был зафиксирован в 2020 году.

A350 – самый современный в семействе Airbus

A350 XWB – это последняя разработка компании Airbus, призванная заменить старые A340 и B777. Семейство А350 состоит из двух пассажирских версий: А350-900 и А350-1000, которые вмещают 315 и 369 пассажиров соответственно (данные приведены для трехклассной конфигурации палубы). A350 оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Trent XWB. Двигатель с диаметром вентилятора 118 дюймов (300 см) – новейший и самый крупный продукт британского производителя, специально разработанный для авиалайнеров семейства Airbus A350 XWB. Airbus получил заказы на 915 самолетов А350, в том числе 747 в версии А350-900 и 168 –  в более крупной версии 1000. На данный момент поставлено 436 единиц  А350: 380 – А350-900 и 56 – А350-1000. Возможно, благодаря заказам на грузовые версии Airbus, в итоге будет продано более 1000 штук  А350.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM