Концерн Airbus и Nederlandse Organisatie voor Toegepast Natuurwetenschappelijk Onderzoek (TNO, голландская организация прикладных исследований) запустили программу по разработке демонстратора технологии лазерного коммуникационного терминала для самолетов под названием UltraAir. Этот проект, совместно финансируемый Airbus, TNO и Нидерландским космическим бюро (NSO), является частью программы ScyLight (безопасные и лазерные коммуникационные технологии) Европейского космического агентства (ESA). Он включает в себя проектирование, строительство и тестирование демонстратора технологий. Технологии лазерной связи – еще одно революционное изменение в спутниковой связи, обеспечивающее недостижимые до сих пор скорости передачи данных, безопасность данных и отказоустойчивость. Они предназначены для удовлетворения потребностей коммерческих перевозчиков в следующем десятилетии.
Благодаря очень стабильной и точной оптической системе терминал UltraAir сможет устанавливать лазерные соединения между самолетом и спутником, находящимся на геостационарной орбите в 36 000 км над Землей. Демонстратор технологий проложит путь для будущего продукта UltraAir, в котором скорость передачи данных может достигать нескольких Гб/с, обеспечивая при этом защиту от помех и низкую вероятность перехвата. Таким образом, UltraAir не только позволит военным самолетам и беспилотным летательным аппаратам сообщатся между собой, но и в долгосрочной перспективе позволит пассажирам авиакомпаний пользоваться высокоскоростными соединениями и передачей данных благодаря группе спутников Airbus SpaceDataHighway. С орбитальной позиции спутники вещания SpaceDataHighway (EDRS) передают данные, собранные со спутников наблюдения, на Землю почти в реальном времени, тогда как в традиционных системах передача занимает несколько часов.
Airbus возглавляет проект и будет координировать разработку терминала, а также проводить наземные и воздушные испытания. TNO предоставляет экспертные знания в области прецизионной оптомехатроники при поддержке голландских высокотехнологичных компаний и космической отрасли. Airbus Defense and Space в Нидерландах будет отвечать за организацию производства терминала. Tesat, дочерняя компания Airbus, предоставит технический опыт в области лазерных систем связи и будет участвовать во всех испытаниях.
Первые испытания пройдут в конце этого года в лабораториях Tesat. На втором этапе наземные испытания начнутся в начале 2022 года на Тенерифе, где будет установлена связь между демонстратором UltraAir и лазерным терминалом, расположенным на спутнике Alphasat, с использованием оптической наземной станции ESA. Для окончательной проверки в полете демонстратор UltraAir будет интегрирован в самолет к середине 2022 года.
Наряду с растущим спросом на спутниковые услуги, проявились так называемые узкие места в традиционных диапазонах спутниковых радиочастот. Лазерные линии связи также имеют то преимущество, что не подвержены помехам и обнаружению, поскольку, по сравнению с уже перегруженными радиочастотами, лазерную связь чрезвычайно трудно перехватить из-за гораздо более узкого луча. В результате лазерные терминалы могут быть легче, потреблять меньше энергии и обеспечивать большую безопасность, чем их радиочастотные эквиваленты.
Андрей Бочкарев