Амбициозные планы Airbus на 2021 год могут оказаться под угрозой

Европейский авиастроительный концерн Airbus строит  амбициозные планы по увеличению производства самолетов в этом году. Однако, возможно, ему придется их отложить, поскольку есть вероятность того, что  Европа столкнется с новой волной ограничений из-за пандемии. В 2020 году было выпущено 566 самолетов. Практически с конвейера сходило по три авиалайнера каждые два дня.

Airbus объявил, что готов  к увеличению производства своего семейства A320 на 18 проц.  с июля,  до темпов  47 единиц  в месяц, но, по мнению аналитиков, это намерение перенесется на четвертый квартал. Аналогичного мнения придерживаются и поставщики, один из них заявил, что в этом году такие темпы невозможны. До пандемии группа из  Тулузы производила 60 самолетов каждый месяц. Президент Гийом Фори  на пресс-конференции, посвященной поставкам в 2021 году,  сказал, что теперь стремится нарастить их во второй половине года. В то же время  он отметил, что существует много неопределенностей из-за санитарного кризиса.
Airbus намерен в ближайшие дни организовать виртуальную встречу с руководителями крупнейших компаний, которая должна определить условия производства в этом году. Некоторые компании зашли в тупик и  они хотят получить гарантию или предоплату за свои комплектующие, что упростит возобновление их производства, если спрос снова упадет. Эти поставщики объясняют, что аналогичные запросы поступают от их субпоставщиков.  Как считают представители авиационного сектора, такое положение дел может затруднить для Airbus подтверждение графика реализации нового плана.
Отсрочка наращиваниz темпов до 47 самолетов в месяц продлит финансовое давление, поскольку Airbus пытается сократить рабочие места, особенно в штаб-квартире и на немецких заводах. Группа продлила крайний срок для сообщения о добровольном увольнении в соответствии с планом реструктуризации для 15 000  рабочих мест. Глава концерна  подтвердил, что реализация этого плана идет в соответствии с планом.
Airbus в 2020 году поставил 566 самолетов. Это больше, чем ожидалось, но на 34 меньше, чем в предыдущем году. Тем не менее ему удалось сохранить первенство в мире, т.к. Boeing больше не мог производить B737 MAX. Заказчикам передано всего 118 единиц. Французские СМИ были в восторге. La Tribune сообщила, что, несмотря на безвыходную ситуацию на воздушном транспорте, Airbus удалось выпускать 3 самолета каждые два дня.
“Доставки являются надежным показателем прибыльности, так как  клиенты оплачивают оставшиеся сумму, забирая самолет”, – сообщает Figaro. Но авиакомпании делали это неохотно  и часто под большим нажимом производителя,  поскольку  авиаперевозки перевозки резко сократились. “Чтобы преодолеть ограничения на международные полеты, Airbus внедрил инновационное решение электронной доставки, которым было охвачено более 25 проц.  самолетов, переданных в 2020 году. Это позволило клиентам забирать машины, сводя к минимуму необходимость поездок их команд на заводы Airbus”, – заявил представитель концерна. В некоторых случаях он соглашался  временно парковать выданные самолеты самостоятельно.
В прошлом году Группа получила чистые заказы на 268 единиц (383 без отставки и изменения модели) по сравнению с 768 годом ранее. Это означает сокращение на 65 процентов.  Малайзийская AirAsia X отказалась от покупки 10 самолетов А350 стоимостью 3,23 миллиарда долларов и пока неизвестно, что будет со 108 самолетами, заказанными этой бюджетной авиакомпанией. Airbus может на этом потерять более 5 миллиардов долларов.
“Тесное сотрудничество с клиентами позволило нам пережить тяжелый год. Команды, клиенты и поставщики Airbus объединились перед лицом невзгод, чтобы добиться такого результата. Мы также благодарим наших партнеров и правительства за их решительную поддержку авиационного сектора”, – сказал президент Фори на конференции.  “Основываясь на результатах поставок в 2020 году, мы с осторожным оптимизмом смотрим на 2021 год, хотя в краткосрочной перспективе мы сталкиваемся со значительными проблемами и неопределенностями”, – добавил он.
Возобновление воздушного движения и, следовательно, производство будет в первую очередь включать внутренние и региональные рейсы, а A320 является  для них наиболее подходящим. По состоянию на конец декабря портфель заказов на все типы самолетов составлял 7 184 единицы против 7 482 годом ранее.
Андрей Бочкарев
Деловая авиация AVIAV TM