Аналитики: в аэропорту Вены идет не ценовая война, а «ценовая бойня»

Сегодня в Центральной Европе самые дешевые рейсы из аэропорта Вены. Это произошло после того, как Wizz Air и Ryanair организовали там свои базы, а последний также перешел во владение австрийской авиакомпанией Laudamotion. Как будто этого было мало, там еще обосновалась и британская easyJet, защищая себя от последствий Brexit. Все это сильно напрягло положение Austrian Airlines, которая осталась национальным перевозчиком, хотя и принадлежит к Lufthansa Group. Austrian приходится нелегко. Она конкурирует со всеми, включая Eurowings, принадлежащее к той же группе, и с Группой международных авиалиний (IAG). В Austrian, однако, заявляют, что не сдадутся без боя. Отсюда и такие низкие цены, которые привлекают пассажиров даже из дальних городов.
Какой перевозчик выживет в такой жесткой конкуренции? Конечно, Ryanair, который сидит на мешках с наличными, и, вероятно, Eurowings, поддерживаемый Lufthansa. Но захотят ли немцы продолжать поддерживать Austrian, к которому они в прошлом относились довольно прохладно, в основном помогая на словах?

«В Вене идет настоящая ценовая бойня», – признается президент Wizz Air Йожеф Варади. Аналитик авиарынка Эндрю Лоббенберг из HSBC не скрывает, что, на его взгляд, текущие низкие цены долго не продержатся и обуславливают потерю возможности стабильного роста. «Этот рынок сходит с ума», – добавляет он.

Президент Wizz Air в интервью для aviav.ru уверял, что он не участвует ни в какой ценовой войне и не увеличил количество мест в самолетах после банкротства линии Monarch. «Мы просто заняли их слоты», – говорит он. Он также не скрывает, что сегодняшняя ситуация в Вене, когда перевозчики перебивают предложения друг друга, приведут к ситуации, когда по крайней мере двум авиакомпаниям придется покинуть Вену раз и навсегда.

Сегодня нужно заплатить 89 евро за билет туда и обратно в выходные из Вены в Берлин, если вы летите Austrian, и на 9 евро дешевле, если вы выбираете на этом маршруте easyJet. В то же время Austrian объявляет бой и только что заказал 10 Airbus A320, которые он хочет поставить на варшавскую базу. Однако такая политика на самом деле не работает, поскольку средняя пропускная способность рейсов по маршрутам из австрийской столицы составляет всего 76 проц., в то время как на рейсах из Франкфурта или Лондона Хитроу примерно на дюжину процентных пунктов выше.

Долгое время Вена не считалась сильной транспортной развязкой, хотя ее использовали не только австрийцы, но и жители восточной Венгрии и словаки, у которых практически нет такого аэропорта. «Вена год назад была, вероятно, последним бастионом традиционных авиалиний, которого не видели бюджетные перевозчики», – говорит Йожеф Варади. База его авиакомпании была открыта там в июне 2018 года. «Это была монополия Austrian Airlines при поддержке Lufthansa, что, в свою очередь, не способствовало развитию аэропорта, а цены были высокими», – добавляет он. Однако, когда в Вене появились бюджетные перевозчики, даже сам аэропорт увидел, что у него появилась возможность конкурировать с Варшавой, Цюрихом и Мюнхеном.

Только в 2018 году венский порт инвестировал пол миллиарда евро в расширение и улучшение комфорта путешественников. Но теперь президент Flughafen Wien Юлиан Йегер считает, что нынешняя ситуация неустойчива и что в любом случае там должна произойти консолидация. В 2018 году участие аэропорта в бюджетной авиакомпании увеличилось с 12 или около того до 20 процентов. «Я вижу перспективы дальнейшего увеличения. Возможно до 30-40 процентов», – говорит Йегер. Между тем в Вене стали появляться новые дальнемагистральные рейсы. В 2018 году аэропорт обслужил 34,4 миллиона пассажиров, увеличив показатели более чем на 11 процентов. Он принадлежит к самой динамичной группе европейских портов.

На данный момент довольны все, кроме Wizz Air и Austrian. «Мы готовы отстаивать свою позицию в венском хабе», – заверяет президент Алексис фон Хоэнсбрук. Пока его авиакомпания все еще обеспечивает 50 процентов воздушного движения в этом аэропорту. Колин Кейси, вице-президент Laudamotion, уверяет, что ему будет действительно очень приятно наконец обставить Lufthansa и Austrian, а президент IAG подчеркивает, что он очень доволен венскими результатами.

Андрей Бочкарев