Анализ экспертов Cofrance Sarl о влиянии эпидемии COVID-19 на количество воздушных операций

Данные о количестве авиационных операций подтверждают текущие наблюдения и предположения — везде, где распространяется эпидемия коронавируса пневмонии, вызванного COVID-19, количество авиационных сообщений падает. Однако масштабы снижения варьируются, и в нынешней сложной ситуации пример Китая может быть поводом для оптимизма.
график снижения количества рейсовПоследние недели были чрезвычайно тяжелыми для авиационной отрасли. Развитие эпидемии, последовавшее за вспышкой коронавирусной пневмонии COVID-19 в Ухане, привело к снижению спроса на авиаперевозки и мобилизовало правительства многих стран на введение односторонних и зачастую сумбурных ограничений на полеты и перемещение людей. В этой игре первыми жертвами эпидемии с экономической точки зрения стали авиакомпании, аэропорты и собственно вся авиационная отрасль, что, к сожалению, сильно ударило по занятости людей, которые в ней работали.

Влияние эпидемии коронавируса на авиационную отрасль огромно и это подтверждают данные, проанализированные экспертами нашего портала за период с 1 февраля по 22 марта 2020 года. На графиках, иллюстрирующих количество операций и тенденции развития эпидемии, везде, где появляется серо-синее поле, иллюстрирующее эпидемиологическую ситуацию, кривая, иллюстрирующая количество летных операций, прерывается.

Снижение количества операций на отдельных рынках колеблется от 30 до 95 процентов. Оба крайних значения оказывают огромное влияние на предложение. Хотя на фоне 95-процентного снижения, 30 процентов не кажется столь гигантской цифрой, но именно такое сокращение числа воздушных операций на рынке США привело к отмене полетов сотен самолетов. Это показывает, что важно помнить, как процентное изменение количества воздушных операций в разных странах может по-разному влиять на уровень фактического сокращения предложений.

Соединенные Штаты

количество рейсов в США

Количество рейсов в США с начала эпидемии

В период с 1 февраля по 22 марта наибольшее зарегистрированное количество ежедневных операций в США составляло почти 28,3 тысячи операции, отмеченное 12 марта. Спустя 10 дней количество рейсов составило менее 19,6 тысячи, что означает 70 процентов от максимального уровня. Как показывает график, коллапс произошел, когда было отмечено повышенное количество зараженных коронавирусной инфекцией.

В случае крупнейшего в мире авиационного рынка опасения внушает тот факт, что кривая заболеваемости является очень крутой, это указывает на риск дальнейшего обострения эпидемиологической ситуации. Таким образом, нельзя исключать, что авиационная отрасль страны может быть вынуждена принять на себя новые удары, а это приведет к дальнейшему сокращению числа операций. Вероятность такой угрозы подтверждается графиком CARDI, показывающим динамические показатели воздействия коронавируса на воздушные операции в реальном времени.
Как видно из графика, несмотря на то, что общее количество операций в авиационном транспорте снижалось постепенно, количество трансатлантических рейсов резко сократилось после объявления президентом США Дональдом Трампом ограничений на въезд пассажиров с территории стран Шенгенской зоны.

Относительно малое, 20-процентное падение, наблюдается в количестве внутренних сообщений в США. Тем не менее, внутренние рейсы составляют большую часть всех рейсов на американском рынке, поэтому процентное снижение количества операций оказывает значительное влияние на общую ситуацию на рынке. Более того, легко представить, что в случае развития пандемии COVID-19 в Соединенных Штатах, как предупреждает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), сокращение внутренних рейсов может усугубиться, что еще больше ухудшит и без того сложное положение авиационной отрасли в этой стране.

Похоже, что в сложившейся ситуации авиакомпаниям из США срочно нужна государственная помощь, что с политической точки зрения особенно проблематично, поскольку по сравнению с другими регионами мира здесь социальное согласие на государственную поддержку частных перевозчиков относительно низкое и такой шаг может вызывать протест налогоплательщиков

Великобритания

Количество рейсов и ростчисла заболеваний в Великобритании

Количество рейсов и ростчисла заболеваний в Великобритании

Текущее количество воздушных операций в Великобритании остается на уровне 34 процентов. (1894 операции в день) по сравнению с пиком операций, зафиксированным 21 февраля, который составлял почти 5,6 тысячи операций в день.

Италия

Количество рейсов и рост числа заболеваний в Италии, график

Количество рейсов и рост числа заболеваний в Италии

Италия является страной, которая наиболее сильно пострадала от пандемии COVID-19. Текущее количество воздушных операций в этой стране, 184 в день, составляет всего 5 процентов из почти 3,4 тысячи воздушных операций, зафиксированных 21 февраля.

Испания

Количество рейсов и ростчисла заболеваний в Испании

Количество рейсов и рост числа заболеваний в Испании

Другой страной, которая борется с критической эпидемиологической ситуацией, является Испания, где текущее количество полетов, 578 в день, составляет всего 14 процентов от уровня в более 4,2 тыс. ежедневных рейсов, зафиксированных 8 марта.

Южная корея

Количество рейсов и рост числа заболеваний в Южной Корее

Количество рейсов и рост числа заболеваний в Южной Корее

Южная Корея была первой страной за пределами Китая, которая оказалась в центре эпидемии COVID-19. Пример этой страны может, в некоторых отношениях, быть предупреждением для авиационной отрасли. Президент Korean Air, одного из основных авиаперевозчиков страны, прямо заявил, что затяжной кризис может поставить под угрозу существование компании.
Текущее количество воздушных операций в стране, оставаясь в пределах 400 в день, составляет всего 21 процент от почти 1,9 тысячи ежедневных рейсов зафиксированных 2 февраля этого года.

Пример Южной Кореи особенно красноречив, поскольку он показывает, что даже когда эпидемия коронавируса находится позади, число воздушных операций не увеличивается, оставаясь на постоянном, более низком уровне. Наблюдение за тем, как будет развиваться ситуация в отрасли на этом важном азиатском авиационном рынке, может дать ценные сведения о так называемой “стратегии выхода”, т. е. стратегия преодоления кризисной ситуации для нормализации бизнеса.

Япония

Количество рейсов и рост числа заболеваний в Японии

Количество рейсов и рост числа заболеваний в Японии

Случаи коронавирусных инфекций были зарегистрированы в Японии с самого начала анализируемого периода, то есть с 1 февраля этого года. В течение долгого времени Япония была в состоянии поддерживать количество случаев заболеваний на относительно постоянном, низком уровне, что привело к тому, что авиатранспортная отрасль пострадала от падения в относительно меньшей степени, чем на соседних рынках. С течением времени число зараженных людей постепенно увеличивалось, равно как и количество полетов.
В настоящее время количество воздушных операций в Японии составляет чуть более 2,9 тысячи в день, или 70 процентов от самого высокого уровня, зафиксированного 2 февраля (более 4,1 тыс. рейсов в день).

Китай — повод для оптимизма

В этой, несомненно, сложной ситуации единственное признаки, дающие повод для оптимизма — ситуация в авиационной отрасли Китая. Поднебесная была первым государством, столкнувшимся с распространяющейся эпидемией. Первые признаки серьезности ситуации стали проявляться еще до начала празднования китайского Нового года в январе. Вскоре после этого резко упал спрос на авиаперевозки, и авиакомпании из Китая были вынуждены очень быстро перейти в кризисное положение.

С позиции авиакомпаний Запада это означает, что у китайской авиационной отрасли есть несколько недель опыта в борьбе с эпидемией коронавируса, опыт еще более ценен, так как в феврале власти страны приняли планы по оказанию помощи компаниям в секторе гражданской авиации. Кроме того, тщательный контроль со стороны Управления гражданской авиации Китая (CAAC) и обмен информацией и опытом, инициированные CAAC, помогли быстро разработать наиболее эффективные процедуры.

Наглядность борьбы китайской авиационной промышленности с эпидемией коронавируса представлена ​​на диаграмме, охватывающей период с 24 января по 22 марта, в которой зафиксированы ключевые моменты процесса.

Количество рейсов и рост числа заболеваний в Китае

Количество рейсов и рост числа заболеваний в Китае

24 января Китай поднял сборы за отмену бронирования, что почти сразу привело к падению количества полетов.
25 января 30 регионов Китая начали реализацию плана действий по борьбе с эпидемией.
31 января ВОЗ объявила об эпидемической угрозе (PHEIC).
4 февраля Управление гражданской авиации Китая (CAAC) обязало китайские авиакомпании продолжать выполнять рейсы за границу.
4 марта Министерство финансов Китая и CAAC объявили о подробностях плана помощи для отрасли, пострадавшей от кризиса COVID-19.
9 марта CAAC выпустил 16 директив о поддержке для авиационной отрасли.
21 марта CAAC объявило, что все международные рейсы в Пекин будут перенаправлены в другие внутренние аэропорты для проведения эпидемиологических исследований перед продолжением полетов в столицу.

Действия, предпринятые китайской авиационной промышленностью, стимулируемые властями страны, привели к тому, что Поднебесная была единственной страной, зафиксировавшей увеличение количества воздушных операций. Улучшение ситуации в Китае также иллюстрируется графиком CARDI.

Естественно, основным фактором, позволяющим добиться увеличения количества воздушных операций в Китае, были объявлены действия властей страны для преодоления эпидемии коронавируса. Однако отсутствие прозрачности, энергичные попытки контролировать информацию в СМИ и социальных сетях, а также широко применяемая в Китае цензура приводят к тому, что многие наблюдатели не уверены, можно ли доверять китайским властям, заявляющим о конце эпидемии. Тем не менее, даже с некоторыми допущениями, ситуация в Поднебесной, несомненно, улучшается, и уменьшение числа случаев пневмонии в Ухане соответствует моделям, демонстрирующим эпидемиологические циклы, наблюдаемые во всем мире.

Однако нельзя не заметить, что количество воздушных операций стало увеличиваться даже тогда, когда в Китае еще свирепствовала эпидемия. Это показывает, что меры стимулирования, принятые китайскими властями, дали ожидаемый эффект.

В глобальном плане конца спада пока не видно

В других частях света пока сложно увидеть признаки, указывающие на окончание кризиса. График CARDI, показывающий количество операций в Европе, демонстрирует постепенное снижение, достигнув 60 процентов полетов внутри континента.

Снижение количества операций регистрируется и многими крупными авиационными рынками мира, специализирующимися на обслуживании трансферных пассажиров, такими как Гонконг, Сингапур, США, Арабские Эмираты. Из этой группы наихудшая ситуация наблюдается в Гонконге, который в течение нескольких месяцев, предшествовавших эпидемии, также был потрясен социальными волнениями.

В мировой авиационной отрасли, которая представляет собой более или менее взаимосвязанные рынки, проблемы крупных узлов также являются проблемами других отраслей. Таким образом, можно предположить, что прежде чем ситуация начнет улучшаться, мы должны сначала ожидать ее ухудшения.

Андрей Бочкарев