Au revoir A380! Air France отказывается от пяти гигантов

Французский национальный перевозчик сократит количество A380 в своем флоте с десяти до пяти единиц. Самолеты будут возвращены лизинговым компаниям к концу 2019 года. Это решение стало результатом аудита, проведенного новым главой авиакомпании Бенджамином Смитом. Более пристальный взгляд на деятельность, ведущуюся компанией, показал много недостатков, связанных с использованием самого большого в мире пассажирского самолета. A380 не может оперировать на большей части аэропортов – он слишком велик, при этом он используется на аналогичных расстояниях Air France (в коде IATA: AF) как и Boeing 777-300ER, который хотя более старый, обходится на них дешевле в эксплуатации и гораздо популярнее среди пассажиров, предпочитающих бизнес-класс.

Boeing выигрывает у Airbus?

A380 из флота AF в настоящее время совершает рейсы из парижского аэропорта им. Шарля де Голля (CDG) в Абиджан, Гонконг, Иоханнесбург, Лос-Анджелес, Мексику, Майами, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Шанхай и Вашингтон. С марта 2019 года он также должен летать в Атланту.

Однако новый руководитель перевозчика видит в 777-300ER кандидата для принятия на себя роли основного самолета, обслуживающего перечисленные маршруты. Существует несколько причин для этого.

Во-первых, A380 потребляет больше топлива, которое составляет около трети всех расходов любой авиакомпании. Кроме того, цены на нефть, хотя и начали падать, все еще довольно высоки, что отражается во всей авиационной отрасли. Во-вторых, оказалось, что для того, чтобы летать на двух A380, необходимо иметь как минимум 40 пилотов, большинство из которых имеют очень большой летный стаж, получают более высокие зарплаты и льготы. Мало того, в AF зарплата пилота также зависит от веса летательного аппарата, на котором он летает. А A380 на 200 тонн тяжелее американского конкурента.

Air France A380 бизнес-класс
Air France A380 бизнес-класс

Еще одна, третья причина – «архаичность» A380. Это может показаться странным, но более новая машина европейского консорциума предлагает гораздо худшие условия для клиентов, использующих бизнес-класс, чем 777-300ER или 787. Планируется модернизировать оставшихся «гигантов» в авиапарке AF, но это продлится до 2020 года и потребует расходов в размере 51 миллиона долларов. В настоящее время A380 – единственный самолет в флоте французского перевозчика, который предлагает расположение кресел по схеме 2-2-2.

Air France 787-9 бизнес-класс
Air France 787-9 бизнес-класс

В дополнение к вышеперечисленному, пилотная лицензия 777-300ER используется совместно с 787. Это еще одно очевидное преимущество для перевозчика. То же самое относится к большему количеству аэропортов, где могут оперировать американские самолеты.

Судьба мамонтов?

Решение французского национального перевозчика – еще один удар по гигантской программе A380. В настоящее время, кроме заказов на двадцать единиц этой машины от Emirates, у лизинговых компаний или перевозчиков они не вызывают большого интереса. Стоит также отметить, что авиакомпании из ОАЭ, которые являются крупнейшим оператором A380, столкнулись с проблемой более высокого расхода топлива, чем было заявлено производителем.

Пять арендованных Air France A380 будут возвращены лизингодателю. Эти машины имеют возраст в среднем восемь лет, требуют модернизации бизнес-класса, становятся все менее и менее популярными среди перевозчиков из-за эксплуатационных расходов, которые они приносят.

У Airbus серьезная проблема. Отказ со стороны AF от самых крупных машин в портфеле заказов производителя – это удар по имиджу франко-германо-испанского консорциума. Если даже французский национальный перевозчик не заинтересован в A380, то дальнейшее производство этого типа самолетов может быть поставлено под сомнение. Ожидает ли A380 судьба мамонтов, мы скоро увидим, но руководству Airbus придется серьезно задуматься о будущем своего гиганта.

Андрей Бочкарев