Austrian Airlines проигрывает битву за Вену

Жесткая конкуренция в столичном аэропорту Швехат, в основном за счет бюджетных перевозчиков, более высоких цен на топливо и избыточных мощностей, привела к слабым результатам Austrian Airlines в первом квартале 2019 года.
Австрийский перевозчик, который входит в группу Lufthansa, перевез 2,7 миллиона пассажиров в первом квартале и зафиксировал убытки в размере 99 миллионов евро, что на 26 миллионов больше, чем в 2018 году. В то же время было перевезено на 180 тысяч пассажиров больше, чем годом ранее. Однако перевозчик не смог ввести более высокие тарифы, чтобы покрыть хотя бы рост цен на топливо, на которые было потрачено на 13 миллионов евро больше, чем годом ранее. Выручка в первом квартале 2019 года составила 382 миллиона евро, а расходы – 502 миллиона.

«Ценовая война в венском аэропорту идет полным ходом, и мы наблюдаем падение цен на билеты на все европейские рейсы», – заявил вице-президент по финансам Austrian Airlines Вольфганг Яни. Он добавил, однако, что он не собирается отказываться от борьбы, поскольку надеется, что не все конкуренты смогут продержаться. «Мы будем вкладывать средства в борьбу с низкобюджетными авиакомпаниями настолько, насколько это необходимо. Мы будем защищать наш хаб», – сказал замглавы Austrian Airlines.

Австрийцам пока окупается поддержание европейских сообщений, даже если они и приносят убытки, так как доставляют пассажиров к хорошо развитой сети дальних рейсов Austrian Airlines.

Однако заместитель главы Austrian Airlines очень оптимистично оценивает прогнозы на текущий и следующий квартал, поскольку уровень резерваций является удовлетворительным. Но он не скрывает, что этот год будет сложным, с одной стороны, из-за конкуренции, а с другой — из-за необходимых инвестиций в модернизацию парка самолетов. «Это будет сложно, хотя, конечно, мы получим прибыль за весь 2019 год, но она будет не такой высокой, как в 2018 году».

Конкуренция в венском аэропорту является следствием банкротства немецкой авиакомпании Air Berlin. После этого туда буквально хлынули бюджетные перевозчики — не только Ryanair и Laudamotion, перешедшие во владение ирландцев, но также Wizz Air и британский easyJet, а также дочерняя компания LH Group – Eurowings, которая на данный момент имеет свои собственные проблемы.

Количество пассажиров, пользующихся венским портом, в 2018 году увеличилось на 10,8 проц, но это произошло за счет цен на билеты. «Это ценовой коллапс», – говорит Йожеф Варади, президент Wizz Air. В свою очередь, аналитик рынка авиаперевозок HSBC Эндрю Лоббенберг не сомневается в том, что сегодняшняя ситуация в Швехате «слишком хороша, чтобы она могла долго продержаться». По его мнению, как минимум две авиакомпании, которые сегодня ведут битву за пассажиров рано или поздно выпадут из конкуренции.

Интересно, что даже несмотря на низкие тарифы, самолеты, выполняющие рейсы из Вены, в среднем наполняются только 76 процентов. Но билеты на самом деле дешевые. Из австрийской столицы можно вылететь в Рим за 41 евро (Laudamotion), тогда как билет на поезд стоит 99 евро, а поездка длится 11,5 часа. Можно слетать в Малагу (Wizz Air) за 48 евро (поездка на поезде по этому маршруту стоит 499,10 евро и длится 29 часов), или в Берлин (easyJet) за 80 евро (поезд стоит 39,90 евро, поездка занимает 9 часов).

«Вена на протяжении нескольких лет оставалась последним оплотом традиционных перевозчиков, которые сумели защитить себя от конкуренции бюджетных авиакомпаний», – считает Йожеф Варади. Действительно, столица Австрии была отличной базой для группы Lufthansa. Правда скорее второстепенной, т.к. такие хабы у Lufthansa имеются в соседних Мюнхене, Цюрихе и Франкфурте. Т.е. трафик был стабильным, но он не увеличился. Тем не менее руководство Швехата решило расширить мощности за счет полумиллиарда евро. Теперь президент венского аэропорта Джулиан Йегер надеется, что на дальних маршрутах найдутся хорошие условия для пассажиров.

Однако сейчас идет ценовая война, которая скорее раньше, чем позже принесет жертвы. Нельзя исключить, что Eurowings откажется от своих стыковок с Веной, хотя бы для того, чтобы не лишать пассажиров Austrian Airlines.

Андрей Бочкарев