Avro Lincoln

Авиация времен Второй мировой войны: Avro Lincoln – последний поршневой бомбардировщик Великобритании

Самыми важными британскими бомбардировщиками во время Второй мировой войны были Short Stirling, Handley Page Halifax и Avro Lancaster. В 1944 году началась работа над преемником последнего. Они привели к созданию улучшенной версии Lancaster, обозначенной как Avro Lincoln. Эти самолеты использовались до 1960-х годов и были последними британскими стратегическими бомбардировщиками с поршневыми двигателями.

Avro Lancaster
Avro Lancaster

Генезис

В 1943 году командование Королевских ВВС решило, что используемые до сих пор стратегические бомбардировщики, хотя их достаточно для операций в Европе, имеют слишком малую дальность и бомбовую способность для работы в Тихоокеанском регионе, где они предназначались для борьбы с Японией в заключительной фазе Второй мировой войны. Другой проблемой была сравнительно большая разница в качестве между британскими машинами и новейшими американскими бомбардировщиками B-29.

Поэтому была разработана спецификация на новый тяжелый бомбардировщик, адаптированный для работы на Дальнем Востоке – B.14/43. Новая машина должна была иметь больший радиус действия, большую бомбовую нагрузку и рабочий потолок. Работа над новым бомбардировщиком была быстро поручена компании Avro, которая предложила разработать гораздо лучшую версию RAF Lancaster.

Работа над самолетом длилась до середины 1944 года. Новая машина внешне напоминала своего предшественника и изначально даже имела обозначения Lancaster IV и Lancaster V, но в связи с масштабами изменений было принято решение изменить название на Avro Lincoln.

Avro Lincoln впервые взлетел 9 июня 1944 года, вскоре после высадки союзников в Нормандии. Самолет имел ту же конструкцию, что и Lancaster, но имел гораздо больший фюзеляж, что позволяло перевозить большее количество топлива и оружия, новые двигатели и улучшенное оборудование.

Стандартная бомбовая нагрузка была увеличена до 6400 кг (Lancaster мог нести бомбовую нагрузку 6350 кг только на коротких рейсах). Дальность увеличена до 4720 км или 2365 км при максимальной бомбовой нагрузке (максимальная дальность полета у Lancaster составляла 4070 км). Также использовались новые двигатели Rolls-Royce Merlin 85 мощностью 1750 л.с. каждый (Lincoln Mk I) или Rolls-Royce Merlin 66 (Lincoln Mk II). Они обеспечивали увеличение максимальной скорости с 462 км / ч у Lancaster до 513 км / ч у Lincoln и, что немаловажно, позволяли выполнять полеты на высоте 9295 м (Lancaster мог взлетать до 6650 м).

Оборонительное вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов в трех спаренных башнях в носовой, задней и хвостовой частях. Экипаж состоял из 7 человек – двух летчиков, штурмана, радиста и трех стрелков, передний из которых также был бомбардиром.

Первые испытания Lincoln в середине 1944 года закончились очень хорошо. Самолет летел отлично, а благодаря схожести с конструкцией Lancaster экипажи легко его осваивали. Сразу было решено начать серийное производство и первые машины были доставлены в подразделения в 1945 году. Однако до завершения учебного процесса война закончилась, поэтому машины не принимали участия в боевых действиях на Тихом океане.

После войны было решено заменить все старшие бомбардировщики RAF на Lincoln. Новые машины производились более тщательно, чем во время войны, благодаря чему они отличались гораздо более высоким качеством. К тому же послевоенной бомбардировочной авиации не нужно было столько машин, как раньше, поэтому, естественно, предпочтение отдавалось лучшим машинам.

Однако послевоенная карьера Lincoln была недолгой. Машины принимали участие в нескольких боевых действиях в Кении и Малайе в 1950-е гг. 12 марта 1953 г. при очень необычных обстоятельствах был сбит один Avro Lincoln. Машина вылетела в воздушное пространство оккупированной СССР Восточной Германии, была перехвачена советским МиГ-и-15 и сбита. Весь экипаж погиб.

В 1960-х годах, когда количество реактивных самолетов увеличивалось, Lincoln постепенно выводился из линейных единиц. Последняя из 604 построенных машин была снята с вооружения RAF 12 марта 1963 года. Однако на этом история этих машин не закончилась.

В 1947 году Аргентина стала пользователем Lincoln. Приобретено 30 машин, из них 18 новых и 12 бывших в употреблении. Самолеты интенсивно использовались до 1967 года. Бомбардировщики приняли участие, среди прочего в нападениях на антиправительственные силы в 1955 г.

Австралия стала третьим пользователем Lincoln с конца 1946 года. Королевские ВВС Австралии (RAAF) получили 54 самолета, большинство из которых были построены или собраны из деталей, поставленных в Австралию. Самолеты эксплуатировались до 1961 года. Некоторые самолеты были модернизированы в процессе эксплуатации и получили новые, более мощные двигатели.

На базе Lincoln были также разработаны разведывательный и противолодочный самолет Avro Shackelton и транспортный самолет Avro 695 Lincolnian. Несколько снятых машин  RAF использовались для испытаний реактивных двигателей, а несколько машин были переоборудованы в транспортные самолеты для гражданского рынка – в итоге в этой роли использовалось всего 3 самолета.

Большая часть Lincoln была утилизирована, и до наших дней сохранилось 4 машины: две находятся в Аргентине, одна хранится для восстановления в Австралии и одна в Великобритании.

Avro Lincoln был последним британским стратегическим бомбардировщиком с поршневым двигателем. Хотя самолет был лучше своего предшественника, Avro Lancaster, по сравнению с американскими машинами он показал довольно плохо как с точки зрения характеристик, так и с точки зрения вооружения. Тем не менее, это было именно то, что нужно британцам – неплохой переходный самолет, который заполнял бы пробел до появления реактивных самолетов.

Андрей Бочкарев