Gloster Whittle E.28/39

Авиация времен второй мировой войны: Gloster Whittle E. 28/39

Развитие технологий в 1930-е годы все больше привлекало внимание авиаконструкторов к реактивным самолетам. Пионерами в этом вопросе были немцы, которые запустили первый в мире реактивный самолет – Heinkel He 178. 15 мая 1941 года британцы подняли в воздух свой первый реактивный самолет. Это был Gloster Whittle E. 28/39.

Gloster Whittle E.28/39
Gloster Whittle E.28/39

Первый британский реактивный самолет

Работа над самолетом началась в сентябре 1939 года в связи новостью о полете He 178 и началом Второй мировой войны. Британское министерство авиации подготовило спецификацию и требования к экспериментальному реактивному самолету. Машина должна была быть построена по чертежам Фрэнка Уиттла, который много лет исследовал реактивные двигатели.

Контракт на поставку двух самолетов был официально подписан 3 февраля 1940 года. Предполагалось, что самолеты, несмотря на их экспериментальный характер, могут быть вооружены двумя пулеметами. Работы по проектированию выполняла группа под руководством Фрэнка Уиттла и Георга Картера из Gloster.

Первый прототип был построен в апреле 1941 года и отправлен в Брокворт для наземных испытаний. Изначально машина оснащалась двигателем Power Jets W.1. Первоначальные испытания прошли очень хорошо, поэтому в начале мая самолет оснастили целевым двигателем.

Gloster E.28 / 39 впервые поднялся в воздух 15 мая 1941 года. За штурвалом был летчик-испытатель Джерри Сэйер. Машина пробыла в воздухе 17 минут, затем благополучно приземлилась. Первые попытки были очень успешными, а двигатель оказался чрезвычайно надежным.

В последующие месяцы испытательные полеты продолжались и показали, что общая конструкция самолета верна и двигатель работает, как планировалось. Единственным недостатком, который был замечен, была малая скорость самолета, составлявшая всего 544 км/ч (базовый британский истребитель периода войны Supermarine Spitfire Mk I, летавший 5 марта 1936 года, имел максимальную скорость 582 км/ч). Поэтому было решено переделать двигатель. Летные характеристики самолета также были очень хорошими, машина имела отличную скороподъемность.

Gloster Whittle E.28 / 39 реплика
Gloster Whittle E.28 / 39 реплика

1 марта 1943 года было завершено строительство второго прототипа. Однако карьера у этого самолета была не долго, потому что 30 июля он разбился во время одного из испытательных полетов из-за отказа руля направления. Испытания первого прототипа продолжались до 1944 года. Его сняли с производства в связи с запуском в производство реактивного истребителя Gloster Meteor, который значительно превосходил параметры своего предшественника.
После окончания испытаний прототип отправился в Музей технологий в Лондоне, где находится и по сей день. В послевоенное время были построены еще две реплики музея Jet Age и памятника.

Конструкция

Gloster E.28 / 39 представлял собой одноместный экспериментальный цельнометаллический реактивный самолет. Он имел размах крыла 8,8 метра и весил 1,3 тонны. Максимальный взлетный вес составлял 1,7 тонны. На самолете использовалось несколько двигателей, последним и самым мощным из которых был Power Jets W.2 / 500. Он позволял развивать максимальную скорость около 750 км/ч.

В ходе испытаний самолет был без вооружений, но при необходимости в крыльях можно было установить два 7,62-мм пулемета Browning.

Андрей Бочкарев