Авиация времен Второй мировой войны: Saab 18 – шведский универсальный бомбардировщик

Изначально бомбардировщик Saab 18 должен был стать преемником Junkers Ju 86, приобретенного в Германии. Из-за длительных проектных работ он не был принят на вооружение только в 1944 году, а уже через несколько лет начались поиски его преемника, которым стал  Saab A32 Lansen.

Saab 18
Saab 18

Генезис

Базовым шведским бомбардировщиком конца 1930-х годов был Junkers Ju 86. Эти самолеты, однако, были не слишком современной конструкции, особенно с точки зрения летно-тактических характеристик и боевых возможностей. В 1938 году командование ВВС Швеции осознало недостаток своих боевых возможностей, в преддверии потенциальной войны в Европе, которая угрожала бы Швеции.

Именно, поэтому было решено начать работы над бомбардировщиком нового типа, полностью отечественного производства, что позволило бы исключить проблемы с запчастями. Свои проекты подготовили три компании – AB Svenska Järnvägsverkstädernas Aeroplanavdelning (ASJA), SAAB и AB Götaverken (GV). Проект AB Götaverken был наиболее многообещающим, но из-за затрат на его строительство было решено передать его компании Svenska Aeroplan AB, которая была создана в результате слияния заводов ASJA и SAAB.

Сначала планировалось построить самолет-разведчик, а затем бомбардировщик и бомбардировщик-торпедоносец. Команду конструкторов, в которую входили несколько представителей американских компаний, возглавляли Фрид Ванстрём и Карл Хаддон. Однако в 1939 году работы над машиной замедлились, поскольку шведские ВВС решили, что легкий бомбардировщик Saab 17 был более необходим перед лицом возрастающей угрозы войны. Работа над более крупной машиной, получившей обозначение Saab 18,  потеряла  приоритет.

Saab 18
Saab 18

Первый прототип Saab 18 поднялся в воздух  только 19 июня 1942 года. Его экипаж состоял из трех человек, но в процессе работы над последующими версиями его сократили до двух человек. Самолет имел длину 13,2 м, размах крыла 17,4 м и максимальную взлетную массу около 8 800 кг. Силовая установка представляла собой два двигателя Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp, которые в серийных экземплярах заменялись двигателями SFA DB-605B мощностью 1475 л.с. каждый, являвшимися лицензионной копией немецких двигателей Daimler Benz DB 605. Они обеспечивали максимальную скорость 575-590 км/ч, крейсерскую скорость 550 км/ч и дальность полета 2600 км.

Вооружение отличалось в зависимости от версии и комплектации. В типичном варианте бомбардировщика  (Saab B 18B) оно состояло из двух 13,2-мм пулеметов, загрузки 1400-1500 кг бомб в бомбовом отсеке (в зависимости от массы 2-10 бомб) или 8 неуправляемых ракет под крыльями и 4 под фюзеляжем, или  8 бомб под крыльями.

Наконец,  в 1944 году после серии испытаний Saab 18 поступил на вооружение. В 1944-1948 годах было произведено 245 экземпляров в нескольких вариантах – B 18A (бомбардировщик – 62 экземпляра), позже переоборудованный в S 18A (разведывательная машина), B 18B (пикирующий бомбардировщик – 119 экземпляров) и T 18B (первоначально торпедоносец-бомбардировщик, на практике использовавшийся как тяжелый штурмовик – 52 экземпляра). Также было создано несколько специальных и учебных версий.
Saab 18 стал основным бомбардировщиком Швеции в конце 1940-х годов, но быстро устарел, особенно после появления самолетов с реактивным двигателем. Поэтому в конце 1940-х годов были начаты поиски его преемника, которым в конечном итоге стал Saab A32 Lansens. Последние единицы Saab 18 были выведены из эксплуатации в 1959 году. До нашего времени сохранился только один Saab 18.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM