В конце Второй мировой войны была разработана летающая лодка Short Shetland, которая должна стать преемником успешного самолета Short Sunderland. Конец войны стал причиной того, что было построено только два прототипа, которые после непродолжительной эксплуатации были списаны.
Short Sunderland была основной летающей лодкой, использовавшейся ВВС Великобритании во время Второй мировой войны. Эти машины были довольно успешными, но представители RAF осознали необходимость разработки преемника. Уже в 1939 году появилась первая спецификация новой тяжелой летающей лодки дальнего действия, которая должна была стать преемником Sunderland.
В 1940 году спецификация была отозвана и заменена новой – R.14 / 40. Компании Short и Saunders-Roe разработали свои конструкции машин в соответствии со спецификациями, но высшее командование RAF решило, что лучшим решением будет объединить обе разработки в одну. Это решение должно было не только привести к более совершенной конструкции, но и облегчить серийное производство на обоих заводах одновременно.
Детальные проекты были разработаны на основе летающей лодки Saunders-Roe S.41, а общая форма фюзеляжа и крыльев была взята из конструкции Short. Конечным результатом стало создание самолета под названием Short Shetland.
Машина имела длину 33,5 м при размахе крыла 45,8 м, а максимальная взлетная масса составляла 56 818 кг. Она была оснащена четырьмя восемнадцатицилиндровыми радиальными двигателями Bristol Centaurus VII мощностью 2500 л.с. каждый. Такие двигатели обеспечивали максимальную скорость 423 км/ч, крейсерскую скорость 295 км/ч, запас топлива обеспечивал дальность полета 6440 км. Планируемое к установке вооружение должно было размещаться в трех башнях – в носовой, задней и хвостовой частях — по два пулемета калибра 12,7 мм в каждой, и двух пулеметов, размещенных по бокам фюзеляжа и стреляющих вперед. Кроме того, самолеты должны были принимать до 1800 кг обычных и глубинных бомб.
Полет прототипа состоялся 14 декабря 1944 года под управлением Джона Ланкестера Паркера и Джеффри Тайсона. Испытания показали, что самолет в целом летает неплохо, но требует корректировок для повышения устойчивости полета. Из-за обстановки на фронте самолет проходил испытания в транспортной, а не боевой конфигурации. С окончанием Второй мировой войны машина была отправлена на испытания в Опытно-экспериментальный завод морской авиации, но до того, как все испытания были завершены, 28 января 1946 года самолет был уничтожен пожаром.
Второй прототип не был закончен как военная машина. Вместо этого его переоборудовали в пассажирский самолет, который в окончательной конфигурации должен был принять на борт 70 пассажиров. Однако на практике во время испытаний число мест было ограничено до 40. Полет машины состоялся 17 сентября 1947 года. Несмотря на попытки, найти желающих купить самолет не удалось, поэтому серийное производство не было запущено. После нескольких полетов самолет был списан в 1951 году.
Если бы Short Shetland был построен немного раньше, он, вероятно, пошел бы в ограниченное производство и в эксплуатацию в Королевских ВВС. Конец войны, однако, означал, что спрос на машины этого типа снизился, и после войны, с появлением новых самолетов наземного базирования с большой дальностью полета, летающие лодки быстро потеряли смысл своего существования.
Андрей Бочкарев