Авиация времен Второй мировой войны: забытый Douglas XB-42 Mixmaster

Douglas XB-42 Mixmaster

В 1943 году компания Douglas Aircraft Corporation начала работу над собственным проектом штурмовика-бомбардировщика для ВВС США. Проект был одобрен армией и привел к созданию экспериментального самолета Douglas XB-42 Mixmaster. В связи с окончанием войны дальнейшие работы над машиной были прекращены.

Авиация WWII Douglas XB-42 Mixmaster
Douglas XB-42 Mixmaster

В 1943 году группа разработчиков Douglas, возглавляемая Эдом Ф. Бертоном, начала работу над штурмовым самолетом американской армии. Машина получила оригинальную конструкцию с двумя двигателями с двумя толкающими винтами, вращающимися в противоположных направлениях, размещенными в хвосте фюзеляжа и обеспечивающими высокую максимальную скорость. Все вооружение должно было размещаться в носовой части или бомбовом отсеке фюзеляжа. Изначально реализация проекта велась совершенно самостоятельно по инициативе Douglas и за счет его собственных средств.

В мае предварительный проект был представлен командованию ВВС США, которое заинтересовалось концепцией штурмового самолета и поручило разработку двух прототипов – одного для летных и второго для наземных испытаний. Машина получила обозначение XA-42 и название Mixmaster (предположительно, по сходству с появившимися в то время в продаже кухонными миксерами).

Douglas XB-42 Mixmaster
Douglas XB-42 Mixmaster

Предполагалось, что будут введены в эксплуатацию три варианта конфигурации самолета, вооруженные 16 пулеметами калибра 12,7 мм, пушкой 75 мм и двумя пулеметами калибра 12,7 мм или двумя 37-мм пушками. Во всех случаях вооружение должно было устанавливаться в носовой части. Во время работ в ноябре 1943 года ВВС США и Douglas изменили обозначение самолета на XB-42, что также означало изменение концепции со штурмового самолета на бомбардировщик.

В новой конфигурации машина должна была принимать бомбовую нагрузку в отсек внутри фюзеляжа и оснащаться оборонительным вооружением, установленными в крыльях и направленные назад (дополнительно два пулемета должны были быть установлены в крыльях и направлены вперед). Носовая часть оснащалась постом для бомбардира/штурмана. Опытный образец самолета был закончен очень быстро, 6 мая 1944 года машина впервые взлетела под управлением летчика-испытателя Боба Браша.

Douglas XB-42 Mixmaster
Douglas XB-42 Mixmaster2

Первые испытания прототипа прошли успешно, а производительность оправдала все ожидания. Были отмечены лишь незначительные аэродинамические проблемы, требующие уточнения конструкции бомбового отсека, топливных баков и воздухозаборников, расположенных в крыльях, которые были достаточно неэффективными, что приводило к чрезмерному нагреву двигателей. 1 августа 1944 года в воздух поднялся второй прототип, в котором были установлены новые двигатели. К сожалению, машина разбилась 16 декабря во время одного из испытательных полетов.

Испытания XB-42 шли первоначально гладко, но с изменяющейся ситуацией на фронте и приближающимся концом войны их темп замедлился. После окончания Второй мировой войны дальнейшие испытания бомбардировщиков были прекращены. Вместо этого после установки турбореактивных двигателей Westinghouse 19XB-2A под крылья начались испытания единственного функционального прототипа. В новой конфигурации самолет получил обозначение XB-42A, а его первый полет состоялся 27 мая 1947 года.

После серии из 22 полетов и проведя 17 часов в воздухе, 15 августа 1948 года машина была повреждена при посадке. После ремонта полеты уже не возобновлялись, а 30 июня 1949 года программа была закрыта. Прототип отправился в Национальный музей ВВС США в Дейтоне. Рассматривалась разработка пассажирского самолета на основе конструкции XB-42, но эта идея не была реализована. Однако опыт работы над самолетом был использован при работе над проектом XB-43.

Наиболее важной причиной прекращения программы Mixmaster было отсутствие спроса на этот тип машин после окончания войны и прогресс в разработке реактивных самолетов, которые должны были обеспечить гораздо большую производительность. Сам самолет, однако, имел многообещающую конструкцию, поэтому весьма вероятно, что он бы поступил на вооружение, если бы война продлилась дольше.

Douglas XB-42 имел длину 16,3 м и размах крыла 21,5 м, максимальная взлетная масса составляла 16 194 кг. Силовая установка состояла из двух двенадцатицилиндровых двигателей Allison V-1710-125 мощностью 1325 л.с. каждый, расположенных в фюзеляже. Каждый из них вращал в противоположную сторону один винт, установленный на одной оси. Максимальная скорость составляла 660 км/ч (после установки дополнительных реактивных двигателей была достигнута скорость 785 км/ч), дальность полета – 2897 км. В версии бомбардировщика XB-42 должен был оснащаться шестью 12,7-мм пулеметами, двумя в башенках, отведенными в крыльях и направленными назад, и двумя, закрепленными в крыльях и стреляющими вперед.

Полезная нагрузка могла состоять из нескольких бомб общим весом 3600 кг или одной бомбы весом 4536 кг при частично открытом люком бомбового отсека. Экипаж состоял из 3 человек – капитан и второй пилот занимали место в кабине наверху фюзеляжа, а бомбардировщик штурман – в носу. Задачей второго пилота было дистанционное управление турелями в крыльях. Стоит добавить, что на первом прототипе у каждого из пилотов был отдельный фонарь-обтекатель, а на втором использовался один.

Андрей Бочкарев