Авиакомпания SWISS готовится к реструктуризации и сокращению персонала

В связи с продолжающейся глобальной пандемией коронавируса SARS-CoV-2 и ее влиянием на рынок авиаперевозок Swiss International Air Lines планирует реструктуризацию. Она должна охватывать сокращение как сотрудников, так и флота. В среднесрочной перспективе швейцарский перевозчик ожидает падения спроса на 20 процентов. Поэтому он планирует сократить свой флот на 15 проц. по сравнению с 2019 годом. Ожидается, что сокращение коснется и персонала. С сокращением количества сотрудников по сравнению с прошлым годом из-за добровольных увольнений и естественной текучести кадров, общая цифра сокращений составит около 1700 рабочих мест с полной занятостью. На практике это, скорее всего, будет означать принудительное увольнение 780 наземного и летного персонала, сокращение штата на 20 проц. по сравнению с уровнем занятости 2019 года.
“Становится все более очевидным, что наш рынок претерпевает структурные изменения, и, несмотря на незамедлительные меры по исправлению положения, к сожалению, реструктуризация нашей компании теперь неизбежна. Благодаря нашей новой стратегической программе мы адаптируемся к изменившейся рыночной ситуации. ReaCH включает в себя изменение размера и трансформацию компании, что должно привести к устойчивой экономии в размере около 500 миллионов швейцарских франков. Наша цель – погасить наши банковские ссуды как можно быстрее, оставаться конкурентоспособными и иметь возможность инвестировать в экологические программы”, — сказал генеральный директор Swiss Дитер Вранкс.
Текущий флот швейцарской авиакомпании, состоящий из 90 собственных самолетов и самолетов Helvetic, которые летают для швейцарского национального перевозчика на основе аренды самолетов с экипажами, должен сократиться примерно на 15 проц. по сравнению с 2019 годом. В результате количество ближне- и среднемагистральных самолетов будет сокращено с 69 до 59 в связи с отказом от использования некоторых самолетов семейства A320 и сокращением количества операций, выполняемых арендованными самолетами и экипажем. Парк дальнемагистральных самолетов сократится с 31 до 26 самолетов за счет отзыва 5 самолетов Airbus, вероятнее всего, A340-300.
По сравнению с уровнем 2019 года также будет снижена частота полетов как на ближние, так и на дальних маршрутах, а некоторые межконтинентальные сообщения вообще не будут восстанавливаться. Все разрабатываемые меры реструктуризации по-прежнему должны соответствовать условиям Швейцарской Конфедерации в отношении банковских гарантий, предоставленных компании. В частности, расписание рейсов и маршрутная сеть должны быть созданы пропорционально другим перевозчикам Lufthansa Group. Swiss также сохранит свой ранг и стандарты обслуживания и продолжат работу из аэропортов Цюриха и Женевы. Ожидаемое сокращение парка означает также необходимость дальнейшего сокращения занятости.
К концу 2021 года перевозчик планирует сократить 1000 рабочих мест с полной занятостью в результате добровольных увольнений и естественной ротации персонала (в 2019 году в авиакомпании было занято около 9500 сотрудников, что соответствует 7550 рабочим местам с полной занятостью). Однако дальнейшие увольнения могут затронуть еще 780 сотрудников (что эквивалентно 650 штатным сотрудникам), в том числе 200 наземных операторов, 60 работников SWISS Technics, 400 бортпроводников и 120 пилотов. В настоящее время перевозчик начал консультации с социальными партнерами, сотрудниками и их представителями компании относительно решений, которые должны минимизировать увольнения и ограничить их социальные последствия.
Планы увольнений, так называемые Sozialplan теперь  распространяются на всех группы сотрудников швейцарской авиакомпании, за исключением пилотов, которые защищены от увольнения в соответствии с действующим коллективным договором. Однако в сотрудничестве с ассоциацией пилотов Aeropers перевозчик намерен разработать новое решение, которое позволило бы сократить количество нанятых пилотов по сравнению с текущими и предполагаемыми потребностями компании.
Процедура консультаций и последующий этап оценки должны быть завершены к середине июня этого года. Ожидается, что изменение размера и трансформация, предусмотренные в программе reaCH, также будут означать более сильное соответствие бизнес-модели оператора как экологичности, так и изменениям на рынке труда. Это должно проявляться в основном в форме систематической модернизации парка, использования устойчивого авиационного топлива и дальнейшего развития и совершенствования решений в области интермодальных перевозок. Также необходимо принять новые модели занятости и более эффективные корпоративные структуры, используя преимущества новых возможностей, предоставляемых растущей цифровизацией.
Несмотря на достигнутую экономию, швейцарская авиалиния в первом квартале этого года понесла операционные убытки в размере 201 млн швейцарских франков (в первом квартале 2020 года убытки составили 84,1 млн швейцарских франков). Общая выручка SWISS за первые три месяца этого года составила 299,6 млн швейцарских франков, что на 67,5 проц. меньше, чем в предыдущем году. Хотя спрос на грузовые перевозки оставался высоким, он лишь в небольшой степени помог компенсировать снижение доходов от пассажирских перевозок. Тем не менее, компания гарантирует, что, несмотря на значительные убытки в первом квартале, ее финансовая ликвидность останется безопасной.
Андрей Бочкарев
Деловая авиация AVIAV TM