Авиационная мистика: вы не знали, что хотите это знать

Вы когда-нибудь задавались вопросом, может ли самолет проехать назад? Или открываются ли окна кабины  пилотов? Если вы никогда не думали об этом, или думали, но не находили ответов, то, наверное, будете рады узнать, что есть очень любопытные пассажиры, которые задали эти вопросы членам лётного экипажа. Итак, пришло время снять покровы тайн, и лишить авиацию окутавшего ее ореола мистики!

Вопрос №1: Может ли самолет самостоятельно двигаться задним ходом?

Авиация – мистическая отрасль номер один! Все, кто хоть раз летал на самолете, будь то коммерческий лайнер или частный самолет, наверняка задумывались, может ли судно двигаться назад самостоятельно, например, во время руления? Интересный вопрос, не так ли? Большинство самолетов могут двигаться назад, используя обратную тягу. На реактивных самолетах это делается с использованием упорных устройств, которые блокируют наддув и перенаправляют его вперед. Авиационные техники утверждают, что есть еще несколько способов, но чтобы не углубляться в технические детали, давайте на этом остановимся.

В некоторых аэропортах США и в отрасли военной авиации использование обратной тяги во время руления все еще является обычной практикой. Однако коммерческие лайнеры отказались от использования этого маневра из экологических соображений (огромный расход топлива) и из желания свести к минимуму шумовое загрязнение (двигатели лайнеров, пусть даже речь идет о компактных частных самолетах, все равно остаются очень шумными).  Такое явление как powerback или возвратная энергия во время реверсного движения всасывает все непосредственно в камеру сгорания двигателя, что далеко не лучшим образом сказывается как на двигателе, так и на окружающей экологии. Кроме того, хочется надеяться, что экипаж, находящийся на предангарной площадке, оценит тот факт, что их не сдуло обратной тягой. Вот почему целесообразней использовать процесс буксировки. Ах, да, у самолетов же нет зеркал заднего вида и соответствующего звукового сигнала ;) Бип-бип!

Вопрос №2: Стеклоочиститель? На самолете?

Итак, зачем же воздушные судна оборудованы дворниками и почему окна в кабине пилотов открываются? По соображениям техники безопасности, ветровые стекла самолетов снабжены дворниками – они вытирают воду или снег. Поскольку пилотам жизненно необходимо чистое видение картины без каких-либо погрешностей, стеклоочистители очищают лобовое стекло от воды, если воздушный поток не делает этого во время взлета или посадки. Дворники могут двигаться независимо друг от друга, чтобы уменьшить вероятность одновременной работы обеих систем стеклоочистителя. На лайнере Boeing 737 стеклоочистители имеют три режима работы: интервальный (6/7 движений в минуту), низкий (160 движений) и высокий (250 движений).

Неработающие стеклоочистители могут стать причиной задержки рейса, если во время взлета или посадки ожидается сильный дождь, поэтому они необходимы!

Кстати, большинство самолетов в настоящее время имеют гидрофобное (что в дословном переводе означает «боязнь воды») покрытие на окнах. Это покрытие влияет на поверхностное скольжение капель дождя и создает своего рода прозрачную пленку на ветровом стекле, которая позволяет пилотам коммерческих и частных самолетов лучше видеть в плохих погодных условиях.

Вопрос №3: Эй, капитан, открой окно!

Не все окна в кабине пилотов и на не всех воздушных суднах могут открываться. Например, на лайнере Boeing 737 только два и шести окон могут отодвигаться. Тот факт, что окна открываются, в основном служит для экстренной эвакуации пилотов, и только в том случае, когда не может быть использована обычная дверь. Вот почему над этими окнами монтируется канат аварийного покидания кабины. Возможность открыть окно также позволяет общаться с обслуживающим персоналом на платформе. О, и, конечно же, это позволяет дышать свежим воздухом (безусловно, не на высоте 10 км). В основном, это удобно для наземных операций. Окна надежно блокируются, поэтому пассажирам не стоит беспокоиться о том, что иллюминаторы могут открыться и весь салон разгерметизируется.

Вопрос №4: Кресла ABC, столь же логичны как нумерация 1-2-3?

Вы когда-нибудь всматривались в план посадочных мест на коммерческих авиарейсах? Конечно, у пассажиров частных самолетов нет таких проблем, но некоторые любопытные и дотошные путешественники стандартных лайнеров спрашивают, почему на борту некоторых самолетов нет места В. Такое действительно может быть, но только на суднах с двумя рядами и по два места в ряду. Например, в Fokker 70 и Embraer 190 или в некоторых салонах бизнес-класса, где можно встретить только кресла A и C, а также D и F. Это сделано, поскольку большинство пассажиров, особенно тех, кто часто летает, воспринимают место А, как кресло у окна, в то время как С прочно ассоциируется с местом у прохода. Чтобы не путать часто путешествующих пассажиров, которые наизусть знают план расположения мест в салоне, на компактных суднах было решено убрать кресла В и Е.

Вопрос №5: Мистический 13-й ряд

А теперь попробуйте на том же плане найти ряд под номером 13. Не задерживайте дыхание надолго, поскольку многие авиаперевозчики, например, KLM, отказались от 13-х рядов. Поэтому, если вы летите на самолете Embraer 190 и на своем посадочном талоне видите место 13B, у вас есть проблема. Что случилось с цифрой 13? Дело в том, что у многих людей, не только у пассажиров, но и у представителей гражданской транспортной авиации, число 13 подсознательно вызывает негативные ассоциации, поэтому перевозчики решили просто отказаться от него. Тем не менее, черных кошек перевозить можно, не волнуйтесь (но только при соблюдении правил авиаперевозки животных).

Ольга Шошина