Авиационная отрасль уже в этом году может столкнуться с проблемами

Майкл O’Лири, глава авиакомпании Ryanair, считает, что приближается конец хорошей конъюнктуры на авиационном рынке. Но, по мнению руководителей перевозчиков, входящих в ассоциацию Airlines for Europe (A4E), европейский рынок ожидает неизбежная консолидация.
«Мы пережили упадок Air Berlin и Monarch. Решается судьба итальянской Alitalia. Майкл O’Лири видит также потенциальную жертву в своем норвежском конкуренте — Norwegian, который, как и Ryanair является членом A4E. «Любое непредвиденное событие может привести к краху этой авиакомпании», – сказал глава Ryanair. Не исключено, что Майкл O’Лири чрезвычайно раздосадован тем, что Бьёрну Кьосу, главе Norwegian, удалось то, к чему стремился и чего не смог он сам – запустить дальнемагистральные направления.

Но выход в консолидации, особенно в условиях приближающегося конца хорошей конъюнктуры, видит также глава International Airlines Group (IAG) Вилли Валш. «Я глубоко верю в то, что мы будем свидетелями очередной волны консолидации в 2018-2019 гг. Мы видели, как пали некоторые авиалинии, и как теперь нужно действовать, чтобы их место могли занять  другие, более эффективные перевозчики», – сказал Вилли Валш. «Нет другого выхода в той ситуации, когда такой крупный перевозчик как Lufthansa занимает всего три процента глобального рынка. Этого абсолютно недостаточно. Как в таких условиях мы можем создать глобальных игроков? Консолидация неизбежна и именно в данных условиях мы обязаны ее ускорить», – сказал Карстен Спор, глава Lufthansa. Он также добавил, что его авиакомпания не будет ждать ухудшения конъюнктуры и начнет действовать с упреждением. Lufthansa уже проявила большую активность в этом процессе. Они приобрели швейцарскую Swiss, австрийскую Austrian Airlines, бельгийскую Brussels Airlines, а также часть самолетов обанкротившейся Air Berlin.

Теперь Карстен Спор не скрывает, что был бы готов заполучить оперативную часть Alitalia, однако при условии, что перевозчик перед этим сам проведет ее глубокую реструктуризацию. Итальянское правительство было готово избавиться от постоянно доставляющей хлопоты авиакомпании, но процесс продажи был отложен на время после выборов ведь несмотря ни на что, Alitalia является национальным перевозчиком и связан с Италией эмоционально.
О приближающихся проблемах говорил также глава Air France/KLM. Объединение этих двух перевозчиков стало началом других слияний в Европе. «Теперь мы должны стать еще более эффективными. Наш путь – подписание очередных партнерских соглашений с авиакомпаниями из США и Азии», – сказал он.

Однако в замедление на рынке не верят авиакомпании из Центральной Европы. По их мнению, в этой части Старого Света прогнозы самые радужные. По данным Управления гражданской авиации Польши, к 2035 году все аэропорты этой страны будут обслуживать 96 млн пассажиров ежегодно, т.е. в 2,5 раза больше, чем сейчас. В свою очередь венгерский лоукостер WizzAir видит свое место на макроэкономическом, т.е. глобальном рынке.

Авиакомпании бывших социалистических стран научились действовать при любой конъюнктуре, диверсифицируя перевозки с внутренних на международные. Возможно их оптимизм имеет под собой основания, учитывая рост местных экономик.

Андрей Бочкарев