Австралия намерена построить аэропорт в Антарктиде

В 2018 году правительство Австралии объявило о планах построить взлетно-посадочную полосу с твердым покрытием возле исследовательской станции Дэвис в Антарктиде. Благодаря этому можно было бы поддерживать круглогодичное сообщение между столицей Тасмании, Хобартом, и страной вечных льдов. Предполагается, что преодоление расстояния  в 4838 км между ними займет около 6 часов.

Wilkins Ice Runway
Wilkins Ice Runway

Австралийская антарктическая территория (часть Антарктиды, на которую претендует Канберра) включает антарктические острова и материк к югу от 60-й параллели южной широты и между меридианами 160 ° E и 142 ° 02’W и 136 ° 11’W и 44 ° 38 ‘ E.
В настоящее время рейсы из Австралии в Антарктиду выполняются только летом из Хобарта на взлетно-посадочную полосу Wilkins Ice Runway. Однако летом аэропорт закрывается на 6 недель, так как более высокие температуры ослабляют ледяную поверхность. Полеты в Антарктиду зимой затруднены, так как температура на исследовательской станции Дэвис опускается до -40 ° C.
Планы предусматривают строительство взлетно-посадочной полосы длиной 2700 м и шириной 40 м возле станции Дэвис, с которой могли бы работать самолеты Boeing 787 Dreamliner или Airbus A330. Инфраструктура будет включать рулежную дорожку, перрон, освещение взлетно-посадочной полосы и служебные здания аэропорта (включая службы управления движением и пожарные бригады), а также подъездную дорогу от станции к аэропорту и временное место жительства для рабочих во время строительства.
По заявлению правительства Австралии, строительство твердой  взлетно-посадочной полосы на исследовательской станции в Дэвисе будет означать значительное увеличение потенциала, которое произведет революцию в ее исследовательской деятельности и укрепит лидерство Австралии и ее долгосрочные интересы в регионе.
Еще одним аргументом в пользу нового аэропорта являются стратегические опасения Австралии по поводу противодействия присутствию КНР в Антарктиде. В настоящее время у Китая есть четыре антарктических станции, а пятая должна быть завершена в 2022 году. Проект еще не утвержден – в настоящее время проводятся консультации с общественностью. Переговоры о возможном бюджете должны состояться в 2022 году. Если будут выданы соответствующие разрешения, строительство взлетно-посадочной полосы начнется в 2023 году и продлится как минимум до 2040 года.
Большая часть новой взлетно-посадочной полосы, включая 11 500 цементных элементов весом 10 тонн каждый, будет изготовлена ​​в Австралии и доставлена ​​в Дэвис по морю. Всего на берега Антарктиды будет доставлено 115 тысяч тонн бетона. Ожидается, что 10-летнее строительство будет стоить 2,8 миллиарда долларов. Потребуется около 100  грузовых рейсов на ледоколах, чтобы доставить все материалы, необходимые для строительства аэропорта. Кроме того, строительство нарушит покой диких гнездящихся колоний гигантских буревестников, тюленей и пингвинов Аделы.
Ученые протестуют против строительства новой полосы, утверждая, что это будет пустой тратой денег и может иметь разрушительные последствия для окружающей среды. “Это больше похоже на размахивание флагами и укреплением присутствия Австралии. Это противоречит утверждениям Австралии о лидерстве в области защиты окружающей среды. Антарктида уникальна”, – говорит Шон Брукс, ученый из Института морских и антарктических исследований Университета Тасмании.
Андрей Бочкарев