Австрия может проиграть тяжбу с концерном Airbus

Airbus официально отверг в венской прокуратуре обвинения в преднамеренном введении в заблуждение и мошенничестве при заключении контракта на закупку Австрией в 2003 году истребителей Eurofighter на 1,8 миллиарда евро.

Австрия может проиграть тяжбу с концерном Airbus

Европейская военно-авиационная группа передала прокуратуре в Вене юридическое заключение, в котором официально опровергается версия следствия. Кроме того Группа осудила высказанные министром обороны Австрии Петером Дискозилом обвинения и пригрозила ему судебным процессом о клевете и ущербе для деловой репутации.

«Airbus подвергает критике чрезвычайно спорную манеру поведения министра обороны при обращении в суд и его информационную политику направленную на высказывание безосновательных претензий, что является нарушением фундаментального общественного и экономического права. Самолеты Eurofighter были поставлены в строгом соответствии с заказом. Австрия не была введена в заблуждение в возможностях поставки и стоимости действий по компенсации, не было никакой ошибке в этом вопросе», — гласит коммюнике концерна из Тулузы.

Венская прокуратура проводит следствие по делу Airbus и концерна Eurofighter после подачи жалобы министерства обороны, касающейся покупки истребителей в 2003 г.. Главным пунктом обвинения Австрии является введение в заблуждение по вопросу об офсетных соглашениях, согласованных в контракте для укрепления австрийской экономики. Это уже стало повсеместно распространенным явлением при заключении оружейных соглашений. Департамент обороны поставил под сомнение способность и желание концерна Airbus поставлять комплектующие для самолетов, посчитав, что это ему не окупается.

19 сентября был опубликован окончательный доклад парламентской следственной комиссии по закупке этих самолетов, о подписании контрактов и возможной коррупционной составляющей. Airbus последовательно отрицает подобные обвинения, ранее доходило даже до обострения отношений с властями европейских стран, особенно с германскими, но в случае с Австрией все зашло слишком далеко. Намерение министерства обороны этой страны запретить участие в тендере на 12 легких военных вертолетов, досрочный выход из программы Eurofighter привели к напряжению в отношениях. Австрийское следствие совпало по времени с процессами, проводимыми в Великобритании и во Франции, по делу об использовании услуг посредников при продаже самолетов, что по мнению аналитиков портала aviav.ru, может привести концерн к выплате огромных штрафов.

Спор обострился, но у властей Австрии слишком узкое поле для маневра, так как главные решающие лица, в том числе министр Дискозил, могут смениться после выборов 15 октября. Коалиции социал-демократов и консерваторов из Народной партии тратит популярность, в опросах ведут консерваторы с новым лидером Себастьяном Курцом, который намерен создать новое коалиционное правительство.

Концерн Airbus находится еще под двумя затянувшиеся на годы следствия со стороны французской и британской прокуратур с малыми шансами на быстрое решение. Газета „Evening Standard» сообщила, что представители следственных органов обеих стран встречались в августе для согласования условий так называемого соглашения об отложенном преследовании по делу об использовании посредников по продаже самолетов. По мнению редакции газеты, процесс может закончится штрафом более одного миллиарда фунтов стерлингов. Глава бюро по особо важным преступлениям SFO, Дэвид Грин надеется, что будет достигнуто мировое соглашение между DPA и Airbus до его ухода с поста в апреле следующего года.

Оба следствия начались, когда Airbus обратил на себя внимание неточными декларациями о выплатах агентам по вопросам продаж, переданных британскому агентству по кредитованию экспортных сделок. SFO начал следствие в августе 2016 года, а семь месяцев спустя подобные мероприятия начала и французская финансовая прокуратура PNF. Участие французской стороны может замедлить ход дела, так как оба ведомства сотрудничают столь тесно впервые.

В январе SFO заключил мировое соглашение с Rolls-Royce, в результате которого это компании пришлось заплатить рекордный штраф в 500 миллионов фунтов (680 млн долларов США); соглашение касается только Великобритании. Производителя двигателей ждут подобные дела и штрафы также в США и Бразилии. В случае с Airbus вопрос является более серьезным, так как касается контрактов продажи сотен самолетов на миллиарды долларов.