Беглый белорусский авиадиспетчер рассказал подробности захвата самолета Ryanair

Бывший авиадиспетчер в аэропорту Минска рассказал польским службам о закулисье вынужденной посадки в Минске 23 мая 2021 года самолета Ryanair с оппозиционером Романом Протасевичем на борту.

Как рассказал сам диспетчер, после побега из Беларуси он предоставил польским спецслужбам подробные доказательства того, что самолет был вынужден приземлиться в рамках операции по захвату самолета и ареста Протасевича, организованной белорусским КГБ. Среди методов, использованных для этой цели, было сообщение о якобы заложенной взрывчатке на борту самолета.

Как сообщает «Нью-Йорк Таймс», пресс-секретарь координатора польских спецслужб Станислав Жарин сообщил журналистам, что польским следователям, расследовавшим угон самолета Ryanair, удалось получить прямого свидетеля действий на диспетчерской вышке в Минске. Он добавил, что, по словам свидетеля, во время перехвата самолета в диспетчерской находился офицер белорусского КГБ.

Согласно источнику, офицер находился в башне управления воздушным движением  «в решающий момент», чтобы подчинить себе авиадиспетчера; на протяжении всего инцидента «он постоянно контактировал по телефону с кем-то, кому он сообщил о том, что в настоящее время происходит с самолетом».

Авиадиспетчер, который уже покинул Белорусь,   должен был проинформировать пилота самолета о том, что на борту заложена бомба и что он должен приземлиться в Минске «по соображениям безопасности».

“Нью-Йорк Таймс” сообщает, что сообщения об угоне самолета, предоставленные свидетелем, могут помочь польской прокуратуре в подготовке судебного разбирательства против властей Беларуси.

На борту самолета Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс, среди прочего находились Протасевич и его партнерша – София Сапега. Самолет был вынужден приземлиться в Минске, а Протасевич и Сапега были арестованы.

Прокуратура: Не было угрозы взрыва самолета, который был вынужден приземлиться в Минске

Польская прокуратура ведет расследование по факту принуждения самолета, летевшего из Афин в Вильнюс, для приземления в аэропорту Минска. По версии следствия, не было угрозы взрыва бомбы самолету, на борту которого, среди прочих, находились блогер Роман Протасевич, а в диспетчерской вышке находился офицер КГБ Беларуси, который давал указания авиадиспетчеру.

Расследование по этому делу, проводимое Агентством внутренней безопасности, контролируется Мазовецким отделением Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Национальной прокуратуры в Варшаве. Речь идет о событии 23 мая 2021 года, когда самолет, летевший из Афин в Вильнюс, приземлился в аэропорту Минска.

«В ходе расследования были проведены многочисленные судебные мероприятия, в том числе допрос некоторых пассажиров и представителей авиакомпаний в качестве свидетелей, осмотр самолета и анализ записей. В ходе разбирательства был установлен непосредственный свидетель совершенных действий на диспетчерской в ​​Минске», — передала   пресс-служба Национальной прокуратуры.

Прокуратура указала, что результаты расследования пока показывают, что 23 мая в диспетчерской в ​​Минске находился офицер белорусского КГБ, который давал указания авиадиспетчеру,  контактировавшего с пилотом самолета. «Именно офицер принял решение принудить самолет к посадке в Минске. При этом офицер КГБ находился в постоянном контакте по телефону с человеком, которому он докладывал о текущей деятельности, связанной с самолетом», —  сообщила польская прокуратура.

«В ходе расследования, проводимого Мазовецким отделением Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Национальной прокуратуры в Варшаве, было установлено, что самолету не угрожала бомба. Пилот получил информацию о такой угрозе и раньше, чем состоялась отправка электронного письма о предполагаемом размещении взрывчатки в самолете. Действия в аэропорту Минска, в том числе действия экстренных служб и службы аэропорта, также указали на полное отсутствие угрозы», — сказано в сообщении.

«Вся эта ситуация была лишь предлогом, чтобы заставить летчика приземлиться в Минске», — добавили в пресс-службе Национальной прокуратуры.

23 мая в аэропорту Минска произошла вынужденная посадка самолета Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс, из-за информации о якобы  заложенной бомбе. Затем белорусские службы арестовали оппозиционного блогера Романа Протасевича и его партнершу Софию Сапегу, которые летели на борту  этого самолета.

Белорусская сторона представляет посадку самолета Ryanair в Минске как чрезвычайную меру и утверждает, что это было выполнено с соблюдением правил. Вскоре после приземления самолета окружение Александра Лукашенко заявило, что он лично принял решение направить истребитель на перехват гражданского самолета. Затем объяснили, что речь шла о сопровождении.

Западные страны считают, что посадка была вынуждена военным истребителем и под давлением диспетчеров. Действия Беларуси осудили многие большинство стран мира, обвинив власти Минска в нарушении норм международного права, пиратстве, «государственном терроризме» и «угоне самолета».

Инцидент с Ryanair привел к запрету на полеты над ЕС (и Украиной) самолетов из Беларуси и отказу в использовании воздушного пространства Беларуси. Страны Запада также заявили после инцидента о введении новых санкций против властей Минска.

Белорусские власти обвинили западные страны в том, что они не пытаются выяснить обстоятельства инцидента, неоднократно указывая на то, что пилот публично не высказывался по этому поводу. В государственных СМИ даже появились предположения, что инцидент спровоцировали соратники задержанного блогера Романа Протасевича.

Жарын: посадка Ryanair в Минске с Протасевичем как операция режима Лукашенко

В» случае посадки в Минске самолета Ryanair с Романом Протасевичем мы имели дело с операцией режима Александра Лукашенко по задержанию диссидента», — сообщил  пресс-секретарь министра-координатора спецслужб Станислав Жарын.

Жарын  в четверг рассказал, что такие выводы были получены Агентством внутренней безопасности в ходе расследования, проведенного под надзором прокуратуры. «Посадка в Минске была вынуждена в результате шантажа и террора пилота, бомбы не было», — сообщил Жарын.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM