Механизм складывания крыльев B777X

Boeing 777X получит складные крылья

Цель изготовителя заключается в сокращении размаха крыльев самолета для проведения наземных операций.

Механизм складывания крыльев B777X
Механизм складывания крыльев


Один из самых важных элементов дизайна нового Boeing 777X – это складные законцовки крыльев, имеющих новый аэродинамический профиль и отличную жесткость при размахе в 71,8 м, благодаря которым инженеры добились значительного снижения расхода топлива.

Такой размах крыльев в разложенном варианте слишком велик, чтобы удержать самолет в текущей категории для операций в аэропорту. Подобное решение никогда не использовалось в коммерческой авиации, хотя оно распространено в военной. Американское федеральное авиационное управление FAA, намерено выпустить окончательный список с десятью специальными условиями для сертификации летной годности новых складных крыльев семейства Boeing 777X.

Условия были опубликованы 18 мая, когда Boeing начал выпускать крылья первых прототипов 777X в Эверетте, штат Вашингтон. Североамериканский производитель разработал модели 777-9 и 777-8 с крыльями из углеродного волокна, придав им новый профиль с большей аэродинамической эффективностью по сравнению с теми, которые используются в нынешнем 777-300ER.

Глобальный стандарт, принятый Международной организацией гражданской авиации, содержит шесть категорий для самолетов по операциям в аэропортах. Boeing 777, относится к категории E, охватывающей воздушные суда с размахом крыльев от 52 до 65 метров. Однако новые крылья переводят авиалайнер на уровень выше, т.е. в категорию F, которая предназначена для самолетов с размахом крыльев от 65 до 80 м.

Такое изменение значительно ограничит выбор аэропортов, способных принимать новое семейство самолетов. Чтобы семейство 777X осталось совместимым с аэропортами, которые в настоящее время используются 777-300ER, Boeing внедрил систему шарниров, позволяющую сложить вверх концы крыльев сразу после посадки.

Поскольку не было регулирующих актов для сертификации складных крыльев у коммерческих самолетов, FAA создала новые стандарты для Boeing. Изготовитель должен выполнить ряд требований, доказывающих, что работа механизма полностью безопасна. Правила охватывают процедуры, возможные в худших сценариях работы.

Например, имеется требование, чтобы механизм складывания законцовок был полностью обесточен во время полета, для избежания случайного включения из-за ошибки в программном обеспечении или неисправности оборудования. Перед взлетом экипаж должен также следить за тем, чтобы законцовки были разложены и надежно зафиксированы в правильном положении. Любое отклонение от параметров на этом этапе должно вызвать прерывание операции по взлету самолета.

Другая проблема заключается в поведении законцовок крыльев, находящихся в поднятом положении при сильных порывах ветра. Они должны быть надежно зафиксированы в вертикальном положении при горизонтальных порывах ветра со скоростью до 65 узлов с любого направления и при любом положении самолета. При этом он должен по-прежнему соответствовать приемлемым условиям эксплуатации для посадки с боковым ветром, даже при частичном отказе механизма складывания законцовок крыла.

 

Андрей Бочкарев