Boeing 787 Dreamliner – комфорт и экономичность в одном флаконе

Boeing 787 Dreamliner – один из новейших пассажирских авиалайнеров Boeing. Его отличает удобный и современный интерьер салона и меньшие эксплуатационные расходы по сравнению с более старыми конструкциями.

Boeing 787 Dreamliner
Первый полет Boeing 787 Dreamliner

Генезис

В 1990-е годы базовыми дальнемагистральными средними широкофюзеляжными пассажирскими самолетами Boeing было семейство 767. Самолеты, введенные в эксплуатацию в начале 1980-х годов, пользовались хорошей репутацией среди пользователей, но не выделялись среди конкурентов ни по характеристикам, ни современностью или экономичностью. Важно отметить, что Airbus, крупнейший конкурент Boeing на рынке пассажирских перевозок, начал вводить в эксплуатацию все больше и больше новых самолетов с более экономичной конструкцией, чем американские машины.

Именно поэтому в конце 1990-х годов Boeing решил начать работу над новым авиалайнером, который в долгосрочной перспективе заменил бы  767 и смог бы  конкурировать с европейскими машинами с точки зрения эксплуатационных расходов. Началась программа строительства самолета 7Е7. Предполагалось, что самолет  будет иметь аналогичные габариты модели 767, но в отличие от предшественника он будет более экономичным и намного более современным. Конструкция должна была быть легче и в большей степени изготавливаться из композитных материалов, а  комфорт пассажиров планировалось повысить улучшением оборудования салона даже за счет меньшего количества сидений.

Первая информация о новой машине была представлена ​​29 января 2003 года. Уже в июле было объявлено и его собственное название – Dreamliner и номер 787. Название было выбрано в конкурсе, в котором было подано 500 000 голосов, и оно идеально соответствовало предположениям Boeing при проектировании самолета. 26 апреля 2004 года был найден первый желающий приобрести большее количество Dreamliner – японская компания All Nippon Airways, заказавшая до 50 машин. Однако путь к вводу в эксплуатацию нового самолета был очень долгим.

Долгий путь к мечте о Dreamliner

Boeing 787 Dreamliner авиакомпании ANA
Boeing 787 Dreamliner авиакомпании ANA в Okayama Airport

В соответствие с изначальными планами первый  Dreamliner должен был быть сдан в эксплуатацию на рубеже 2007/2008 годов. К сожалению, работы над самолетом стали сопровождаться многочисленными задержками. Их основной причиной была, прежде всего, сложная конструкция самолета, основанная в основном на композитах (50 процентов  веса самолета,  80 проц. –  объема материалов  составляют композиты, 20 проц. –  алюминия, 15 проц. –  титана, 10 проц. –  стали и 5 проц. –  других материалов).

Самолеты не должны были строиться целиком на заводах Boeing, а собирались в США из комплектующих, производимых буквально во всем мире. Международное разделение труда  должно было гарантировать выбор лучших подрядчиков по сборке и самые низкие цены, а также позволило ускорить производство серийных машин. К сожалению, необходимость согласования такого количества субподрядчиков (всего несколько десятков компаний, отвечающих за отдельные элементы самолета) на этапе проектирования самолета была очень сложной.

Для производства новых самолетов Boeing пришлось переоборудовать 4 самолета Boeing 747-400 в вариант 747 Dreamlifter. Самолеты адаптированы для перевозки элементов конструкции Boeing 787 между отдельными производственными заводами и заводом в Эверетте, штат Вашингтон (северо-запад США), где производится окончательная сборка Dreamiler.

Завершение строительства первого прототипа Dreamliner состоялось  в мае 2007 года. Первый полет был запланирован на август 2007 года, но из-за проблем с оборудованием рейс был отложен на 3 месяца в сентябре, а в октябре было объявлено о еще одной  задержке. В начале 2008 года снова было объявлено  об отсрочке первого полета. Причиной во всех случаях  были проблемы с поставкой оборудования и качеством отдельных комплектующих.

Очередная отсрочка завершения работ произошла в апреле 2008 года. Полет тогда был запланирован на четвертый квартал 2008 года, а поставка серийных самолетов – на третий квартал 2009 года. К сожалению, в ноябре испытательный полет прототипа в очередной раз был отложен и состоялся  только в третьем квартале 2008 года. Лишь в декабре Boeing начал подготовку к получению сертификата FAA, позволяющего начать летные испытания.

В течение следующих месяцев прототип 787 принял участие в наземных испытаниях, которые, хотя и прошли гладко, показали необходимость внесения дальнейших изменений в конструкцию самолета. В июне 2009 года на Парижском авиасалоне Boeing объявил, что Dreamliner взлетит через несколько недель, а серийные поставки начнутся в конце 2010 года.

К сожалению, в программе произошли дальнейшие задержки, и только в декабре 2009 года началась подготовка к полету – 12 декабря были проведены испытания на скорость разгона. В первый полет Boeing 787 Dreamliner  отправился 15 декабря 2009 года.  Полет длился 3 часа, и, не считая погодных условий, которые вынудили его сократить, он прошел гладко и прошел успешно.

После  первого успешного полета начались летные испытания, запланированные на почти 9 месяцев. В них участвовало 6 машин, различающихся двигателями. Первый публичный показ Boeing 787 состоялся 18 июля 2010 года на авиашоу Фанрборо в Великобритании. К сожалению, в течение следующих месяцев тестирования произошло несколько инцидентов, в том числе с электрикой и моторами, что привело к затянувшимся  испытаниям.

Салон бизнес-класса в Boeing 787 Dreamliner
Салон бизнес-класса в Boeing 787 Dreamliner

В конечном итоге Boeing 787 Dreamliner был сертифицирован FAA и Европейским агентством авиационной безопасности 26 августа 2011 года. С этого момента новейшее детище Боинга могло поступить в эксплуатацию с задержкой почти на 4 года. Первая серийная машина была доставлена ​​All Nippon Airways 25 сентября 2011 года. Окончательная стоимость программы оценивалась в 32 миллиарда долларов.

В конце марта 2017 года начались испытания модели 787-10 – расширенной версии Dreamliner, способной принять на борт более 330 пассажиров. Полет самолета состоялся 31 марта 2017 года. Машину предполагалось тестировать целый год и, в случае успеха,  ввести в эксплуатацию в 2018 году.

Boeing 787 Dreamliner – это широкофюзеляжный среднемагистральный двухмоторный авиалайнер большой дальности. В настоящее время машина доступна в 3-х версиях, в будущем планируется построить еще один вариант – грузовой. Изначально планировалось выпускать варианты 787-3 – для обслуживания коротких маршрутов, 787-8 – базовый вариант и 787-9 и 787-10 – расширенные варианты. В конце концов, от варианта 787-3 отказались по экономическим причинам.

Благодаря легкой конструкции, основанной в основном на композитах, и современным двигателям Dreamliner более экономичен в эксплуатации по сравнению со старыми машинами. Крылья оснащены винглетами, которые дополнительно снижают расход топлива.

Самая большая отличительная черта самолетов  Dreamliner – это их оснащение. Более эффективный кондиционер и специально тонированные стекла повышают комфорт во время полета. Также компоновка сидений и применяемые в ни материалы делают поездку намного комфортнее и приятнее, чем на других машинах аналогичного класса (даже разница в часовых поясах чувствуется меньше – проверено на практике).

С точки зрения дизайна кресла, особенно в бизнес-классе и премиум-эконом-классе, очень удобны и предлагают больше места для ног. Самолеты также оснащены обширной бортовой развлекательной системой и таким небольшим удобством, как электрические розетки.

Характеристики:

Модель 787-8, 787-9, 787-10;

Экипаж 2;

Количество мест 242-359,  290-406,  330-440;

Длина 56,7 м, 62,8 м,  68,2 м;

Размах крыла 60,1 м;

Максимальная взлетная масса 227,9 т,  254 т, нет данных;

Силовая установка –  двигатели General Electric GEnx-1B или Rolls-Royce Trent 1000;

Крейсерская скорость 903 км/ч;

Максимальная скорость 945 км/ч;

Дальность полета  13 621 км,  14 140 км,  11 908 км.

По информации Boeing, программа станет прибыльной после того, как будет построено более 1100 лайнеров Dreamliner. По данным на конец 2016 года было заказано 1200 машин.

Крупнейшими или наиболее важными пользователями Dreamliner являются All Nippon Airways, Etihad Airways, Qatar Airways, United Airlines, Japan Airlines, American Airlines, British Airways, Air Canada, Singapore Airlines, Air India, Air France, KLM, Аэрофлот, Norwegian Air Shuttle, Qantas, TUI Travel, Virgin Atlantic Airways, Ethiopian Airlines и PLL LOT.

Проблемное начало эксплуатации

Первые годы использования Dreamliner были относительно спокойными, хотя было много мелких инцидентов и технических проблем. Средства массовой информации по всему миру проявляли большой интерес к каждому маленькому инциденту, и Dreamliners начали собирать много отрицательных отзывов (в основном преувеличенных). Однако кульминацией стал инцидент, произошедший 16 января 2013 года на борту машины, принадлежащей All Nippon Airways.

Во время полета система сигнализировала о проблемах с аккумуляторами, в салоне стоял запах гари. После аварийной посадки в Такамацу, Япония, было обнаружено, что сгорела  одна из батарей. Инцидент был настолько серьезным, что 50 уже доставленных самолетов были отозваны.

Расследование Boeing показало, что аккумулятор перегрелся. Их конструкция и система охлаждения нуждались в доработке. Работы были завершены в конце апреля 2013 года. 27 апреля состоялся первый коммерческий полет уже модернизированного самолета. В последующие годы неисправностей обнаружено не было.

Boeing-787 также не участвовал ни в каких серьезных происшествиях, ни в авиационных катастрофах.

Андрей Бочкарев

 

 

Деловая авиация AVIAV TM