Boeing 737 MAX

Boeing и FAA признаны виновными в авиакатастрофах Lion Air и Ethiopian Airlines

Транспортная комиссия Палаты представителей в отчете о катастрофах самолетов Lion Air и Эфиопии обвинила авиационное управление FAA в том, что оно одобрило самолет, а Boeing – в плохих конструктивных решениях. По ее мнению, рейсы обеих авиакомпаний были “обречены”
Предварительные результаты расследования комиссии, объявленные в Вашингтоне, сочли процедуру сертификации FAA “крайне неадекватной” и заявлено, что офис не выполнил свое обязательство по выявлению ключевых проблем безопасности. “Сочетание этих проблем предопределило судьбу рейсов Lion Air и Ethiopian Airlines», – говорится в 13-страничном отчете. Комиссия расследовала катастрофы почти год, рассмотрела сотни тысяч документов и опросила ключевых сотрудников Boeing и FAA.

В отчете сообщается, что конструктивные решения B737 MAX “изобиловали техническими недостатками, отсутствием прозрачности для регуляторов и потребителей, а также имели место попытки скрыть информацию о работе самолета”. Представитель Комиссии добавил, что ее выводы должны ускорить изменения в законодательстве, определяющие, как регулирующие органы США одобряют работу нового самолета. Комиссия также пришла к выводу, что FAA и Boeing упустили “много предупреждений и четких данных” в рекомендации, что MAX все еще могут летать после первой катастрофы. Эти решения “поставили под удар безопасность людей”. Boeing предстоит около 100 судебных процессов, возбужденных семьями жертв катастрофы в Эфиопии.

Комиссия также указала Boeing на факты сокрытия: у пилотов авиакомпаний отсутствовала информация о работе системы предотвращения сваливания MCAS, связанной с обоими бедствиями, и тот факт, что сигнал тревоги превышения угла атаки кабины “не работал на большинстве самолетов B737 MAX”. Более года Boeing не информировал регуляторов о том, что он случайно посчитал необязательным предупреждать пилотов об ошибочных полетных данных, а не устанавливать их серийно как часть оборудования, поскольку полагал, что отсутствие такого сигнала на мониторе не представляет угрозы. Теперь он объявил, что это будет стандартный элемент кабины, прежде чем MAX вернется в полет. Неправильные данные от датчика, измеряющего угол атаки, могли вызвать сбой системы MCAS, которые приводили к опусканию носа самолета в обеих катастрофах.

Boeing показал, что он активно сотрудничал с комиссией в этом расследовании, и объявил, что изучит отчет. FAA приветствовало результаты отчета и заявило, что уроки обеих катастроф будут ступенькой к еще более высокому уровню безопасности. “Процедуры сертификации FAA хорошо разработаны и систематически приводят к безопасным решениям по проектированию самолетов, но мы являемся обучаемым учреждением и приветствуем это подробное исследование”, – сказано в заявлении FAA.

Федеральная прокуратура с помощью ФБР, а также жюри и офис генерального инспектора транспортного департамента проверяет процедуры сертификации MAX. Несколько независимых исследований также указали на ошибочные конструктивные решения Boeing и призвали улучшить сертификацию FAA новых самолетов.

Председатель авиационного подкомитета Рик Ласрен заявил, что отчет палаты и другие исследования “четко показывают необходимость для Конгресса изменить метод сертификации самолетов FAA”.

Отдельно FAA предложило наказать Boeing в виде штрафа в размере 19,7 млн долларов за нарушение правил установки датчиков почти на 800 самолетах – 618 единиц B737 NG и 173 – MAX. Датчики, подающие данные в основные системы управления, производимые Rockwell Collins, теперь Collins Aerospace, не были одобрены для использования с этими системами.
Boeing заявил, что выводы FAA “не вызывают проблем с безопасностью” и что штраф касается только документации. У компании есть 30 дней, чтобы ответить офису.

В предварительном отчете о катастрофе в Эфиопии, направленном в центральные офисы США, делается вывод о том, что авария была вызвана ошибочными решениями в конструкции самолета. В отличие от большинства таких отчетов, это указывает на вероятную причину и содержит выводы и рекомендации.

Администрация безопасности на транспорте США получила возможность прокомментировать или предложить изменения. Ее представитель Эрик Вайс подтвердил получение отчета, но отказался от дальнейших комментариев.

Андрей Бочкарев