Boeing попал в немилость инвесторов

Катастрофы двух последних авиалайнеров  Boeing оказали серьезное влияние на котировки акций компании. Даже террористические акты 11 сентября 2001 года не принесли таких потерь. И это может быть только началом проблем. Появляется все больше и больше признаков потери доверия к крупнейшему авиационному производителю в мире. Несмотря на технологический прогресс и заботу о безопасности, которые характеризуют всю отрасль, как мы писали вчера: «Если почти новый самолет того же типа выходит из строя через короткие промежутки времени сразу после старта на сопоставимой высоте полета, это дает много поводов для размышлений». На данный момент это заставило задуматься инвесторов рынка. Boeing потерял на торговой площадке в Нью-Йорке больше, чем после атак на ВТЦ в 2001 году. Только за последние два дня рыночная стоимость компании упала на 25 миллиардов долларов.

Растущая проблема

Семейство B737 является двигателем бизнеса Boeing. Это самые популярные пассажирские самолеты в мире, которые уже проданы в количестве более 15 000 экземпляров. Последняя версия 737 позволяет производителю поддерживать пальму первенства на рынке производителей. Продажи MAX достигли 5011 машин, в том числе 2669 – модели B737 MAX 8. Фактические данные от 31 января 2019 года доступны на веб-сайте Boeing во вкладке «Заказы и поставки» (Orders & Deliveries).

В настоящее время большинство машин этого типа используются китайскими перевозчиками. И именно Поднебесная первая отменила полеты всех МАХ. Это очень плохие новости для Boeing, крупнейшего американского экспортера на местном рынке. Планы компании предполагают продажу 7,7 тысячи новых самолетов на китайском рынке к 2037 году. Стоимость сделки, как ожидается, составила бы 1,2 триллиона долларов.

За Китаем последовали другие страны, а затем Европа. Во вторник вечером Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) приняло решение закрыть европейское воздушное пространство для Boeing 737-8 MAX и 737-9 MAX. Кроме того, Агентство выпустило директиву по безопасности, которая приостанавливает все коммерческие полеты, выполняемые странами, не входящими в ЕС, в его районе с использованием этого типа воздушных судов. EASA напоминает, что причины катастрофы, произошедшей в Эфиопии, еще не определены, и еще слишком рано делать из этого далеко идущие выводы.

На защите  Boeing, который утверждает, что нет необходимости беспокоиться и обеспечивает «полное доверие» к новым машинам, стоят три американских перевозчика: Southwest Airlines, American Airlines Group и United Airlines. Но их позиция несколько отличается от  позиции пассажиров, которые просят перевозчиков отменить их бронирование или изменить свой рейс. Не только клиенты беспокоятся о своей безопасности. На веб-сайте Airlinerwatch говорится, что APFA Union, объединяющая американских бортпроводников, призывает отказаться от эксплуатации новых Boeing в ожидании объяснения причин Lion Air и Ethiopian Airlines.

Концерну не помог даже президент США Дональд Трамп, который во вторник говорил с президентом совета директоров Boeing Денисом Муйленбургом. Тот заверил хозяина Белого дома, что самолеты 737 MAX “безопасны” и “надежны”. Трамп в своем стиле упомянул об этом в своем твиттере:  «Самолеты становятся слишком сложными. Нам больше не нужны пилоты, а скорее IT-специалисты из MIT (Massachusetts Institute of Technology  – прим. редакции). Я вижу эту тенденцию во всех продуктах. Зачем делать ненужный шаг вперед, когда старое и более простое решение лучше», –  сказал американский лидер. «Я не хочу, чтобы моим пилотом был Альберт Эйнштейн. Я хочу отличных специалистов, которые могут легко и быстро взять под контроль машину, – добавил Трамп.
Источник нашего портала сообщил о другом тревожном сигнале, исходящем от пилотов из-за океана. Представители профсоюзов American Airlines и Southwest Airlines говорят, что их пилотам не был предоставлен симулятор полета нового Boeing 737 MAX 8. Представитель профсоюза American Airlines капитан Деннис Таджер сказал, что пилоты его авиакомпании получают только 56-минутное видео в качестве типового тренинга.

Федеральное авиационное управление США (ФАУ) не проводило обучение на симуляторе для переоформления допуска на  B737 MAX 8, и представитель профсоюза отмечает, что, если что-то идет не так, пилоты должны иметь возможность быстро реагировать, а это намного сложнее без мышечной памяти, которую они вырабатывают во время сеансов на тренажере. «Когда компьютерная система делает то, чего вы не ожидаете, это становится проблемой»,  – объясняет Тайер. FAA объясняет, что, когда представлена новая модель, требуется обучение на симуляторе, но это не относится к 737 MAX 8, поскольку самолет является вариантом существующей модели.

Первый отмененный заказ и заявление на компенсацию

Индонезийский Lion Air, ставший жертвой первой катастрофы MAX, хочет отказаться от заказа на 22 миллиарда долларов на Boeing 737 MAX. Аваикомпания  сейчас рассматривает возможность покупки самолетов Airbus. Они принимают во внимание в первую очередь модель A321neo. Как мы сообщали вчера, самым решительным для расторжения контракта с Boeing является Рушди Кирана – совладелец Lion Air. Отношения между индонезийским перевозчиком и американской компанией ухудшились, когда последняя указала в качестве наиболее вероятной причины катастрофы эксплуатационные проблемы оператора и ошибку пилота, а не неукрашенную компьютерную систему управления полетом.

Как и следовало ожидать, сама отмена полетов также может иметь серьезные последствия для американской компании. Бюджетному перевозчику Norwegian Air  пришлось удерживать 18 своих машин на земле и  там уже четко заявили, что потребуют компенсацию от Boeing. «Мы отправим счет тем, кто построил самолет», – сказал представитель авиакомпании Лассе Сандакер-Нильсен. «Норвежский перевозчик не должен наказываться экономически, только потому что совершенно новый самолет не может летать», – сказал он. Волна подобных запросов может вскоре затопить производителя, который не справился с  проблемой неисправных двигателей в Dreamliner и финансовыми претензиями своих подрядчиков.

Андрей Бочкарев