Bombardier продает программу CRJ японскому концерну Mitsubishi

Свершилось! Как было объявлено ранее, японский концерн Mitsubishi Heavy Industries (MHI) и канадская компания Bombardier объявили сегодня, 25 июня, что они заключили окончательное соглашение, в соответствии с которым MHI выкупает права на региональный пассажирский самолет CRJ за 550 миллионов долларов наличными и принимает на себя долговые обязательства канадцев в около 200 миллионов долларов США. В соответствии с соглашением, доля Bombardier в программе секьюритизации активов (преобразование кредита в ценные бумаги) региональных воздушных судов (RASPRO), стоимость которой составляет приблизительно 180 миллионов долларов США, будет передана MHI.
В соответствии с соглашением, MHI возьмет на себя деятельность, связанную с эксплуатацией, поддержкой, обслуживанием, маркетингом и продажей самолетов CRJ, включая связанные с этим услуги и сети поддержки, расположенные в Монреале и Торонто, и его сервисные центры, расположенные в Бриджпорте и Тусоне. Японцы также станут обладателями сертификатов типа на самолеты CRJ.

Производственные мощности CRJ в Мирабеле останется собственностью Bombardier и будут продолжать поставлять компоненты, и запасные части и предоставлять самолеты CRJ от имени MHI. Ожидается, что производство CRJ закончится во второй половине 2020 года, после поставки всех заказанных самолетов этого семейства.

Bombardier также сохранит определенные обязательства в рамках гарантий по кредитам и остаточную стоимость на общую сумму около 400 миллионов долларов США. Эта сумма будет погашена канадцами в ближайшие 4 года. Ожидается, что сделка будет завершена в первой половине 2020 года.

«Как мы подчеркивали в ходе недавнего Парижского авиасалона, мы прилагаем все усилия, чтобы предоставить авиакомпаниям новый потенциал для прибыли и установить новый стандарт комфорта пассажиров. Эта сделка является одним из наиболее важных шагов в нашем стратегическом пути создания сильного мирового авиационного бренда. Мы поддерживаем эти усилия, предоставляя комплекс авиационных мероприятий мирового класса, включая поддержку, ремонт и ремонт, строительство и обслуживание клиентов», – прокомментировал Сейджи Изумисава, президент и генеральный директор MHI.

«Программу CRJ поддерживают чрезвычайно талантливые люди. Мы убеждены, что в сочетании с нашей существующей инфраструктурой и ресурсами в Японии, Канаде и других странах это […] будет способствовать будущему успеху самолета SpaceJet», – резюмировал Изумисава.

«Мы очень рады объявить об этом соглашении, которое завершает преобразование авиационного департамента Bombardier. Мы убеждены, что поглощение программы CRJ компанией MHI является лучшим решением для авиакомпаний, сотрудников и акционеров. Мы стремимся обеспечить плавный и упорядоченный переход. Теперь, когда трансформация позади, у нас есть […] четкое видение будущего. Мы сосредоточены на двух основных направлениях роста: Bombardier Transportation [в железнодорожной отрасли] и Bombardier Aviation [подразделение, производящее реактивные самолеты бизнес-класса]», – добавил Ален Беллемар, президент и генеральный директор Bombardier.

Таким образом в авиационном секторе у Bombardier остается только производство деловых самолетов. Данный шаг японского концерна может послужить примером для других менее удачливых и менее опытных производителей, таких как российский ОАК, вложившей миллиарды бюджетных средств в создание заведомо плохих самолетов, в то время как существуют удачные и проверенные конструкции, которые при соответствующих маркетинговых усилиях могли бы восполнить нехватку региональных самолетов. Таким образом в свое время поступил Boeing, купивший программу E-jet у Embraer, и Airbus, купивший Cseries у Bombardier. В конце-концов звездный час  советского авиастроения был тогда, когда пиратски копировались зарубежные модели.

Андрей Бочкарев