Cathay Pacific Airways и Airbus работают над концепцией однопилотного управления

Как сообщает новостное агентство Reutres, гонконгская авиакомпания Cathay Pacific Airways работает вместе с предприятием Airbus над концепцией однопилотного управления самолётом, которая будет применяться на дальних рейсах. Большую часть полётного времени в кабине будет находиться лишь один пилот.

Программа, получившая внутри Airbus название Project Connect, имеет своей целью сертифицировать А350 для управления одним пилотом на крейсерской высоте. Как сообщает один из представителей отрасли, Cathay Pacific Airways станет первой авиакомпанией, которая реализует эту концепцию на своих рейсах. Её запуск намечен на 2025 год.

На пути к международному признанию концепции однопилотного управления лежит много препятствий. Прежде всего, нужно получить одобрение авиационных регуляторов. Только после этого дальние рейсы с двумя пилотами, сменяющими друг друга в кабине, станут возможными. Сейчас на дальних рейсах работают экипажи, в которых по три-четыре пилота. И в кабине должно находиться не меньше двух из них.

Реализация концепции однопилотного управления позволит авиакомпаниям сэкономить. Данный факт приобретает особую актуальность в условиях неопределённости, созданных санитарным кризисом. Но она, вне всякого сомнения, натолкнётся на сопротивление пилотов, которые и так уже страдают от массовых сокращений. Кроме того, она уже вызывает у экспертов множество вопросов, связанных с автоматизацией процессов пилотирования.

Авиакомпания Lufthansa также работает над концепцией однопилотного управления, но она пока ещё не планирует её применять на своих рейсах. Об этом Reuters сообщил её официальный представитель.

Cathay Pacific Airways подтвердила своё участие в программе, но при этом заявила, что решение о применении концепции однопилотного управления ещё не принято.

«Пока мы только взаимодействуем с Airbus в разработке концепции управления самолётом экипажем в сокращённом составе. Мы ещё не взяли на себя обязательство по применению её на наших дальних рейсах», – заявил официальный представитель гонконгского авиаперевозчика.

Коммерциализация концепции потребует, прежде всего, тщательных проверок, одобрения регуляторов, а также подготовки пилотов. «И ни в коем случае нельзя пренебрегать вопросами безопасности», – подчёркивает представитель Cathay Pacific Airways.

«Целесообразность и эффективность любого такого новшества зависят от того, как поведёт себя пандемия», – заявил представитель гонконгского авиаперевозчика. И добавляет: «Тем не менее мы продолжим наше сотрудничество с Airbus и поддержим разработку и распространение концепции».

Предприятие Airbus ранее рассказало о планах сделать возможным управление А350 одним пилотом, но ничего не сообщило об участии в программе авиаперевозчиков. «Из-за пандемии вируса COVID-19 программа была приостановлена. Сейчас она снова возобновилась», – заявил шеф-пилот-испытатель Кристоф Сейл.

«Долгими десятилетиями мы доказываем, что можем обеспечить безопасность посредством внедрения новых технологий», – говорит Кристоф Сейл Reutres, отказываясь называть партнёров проекта, – «Что касается эволюции конструкции, то мы работает над этим совместно с авиакомпаниями».

Внимание и показатели здоровья

«Нужно будет постоянно отслеживать уровень концентрации внимания пилота и важнейшие показатели его здоровья с помощью бортовых систем», – подчёркивают в EASA[1].

Если во время полёта возникнет какая-нибудь проблема или пилот не сможет продолжить полёт (например, по состоянию здоровья), его коллега в считанные минуты придёт ему на помощь. При этом оба пилота будут находиться в кабине во время взлёта и посадки.

«На круизной высоте, в кабине обычно мало что происходит», – сообщил директор EASA Патрик Кай на брифинге с представителями германских СМИ, – «Один пилот будет осуществлять управление, а другой будет в это время отдыхать. В этой концепции есть разумное зерно. Но перед тем, как начать её применять, нужно внедрить технические решения, которые обеспечат безопасность полётов в случае если возникнет какая-нибудь проблема или пилот, оставшийся в кабине один, заснёт».

Объединения пилотов забили тревогу

«Нам сложно это понять», – говорит директор Европейской ассоциации пилотов Otjan de Bruijn. Он напомнил о крушениях двух самолётов Boeing 737 MAX, которые вскрыли порочные связи компании Boeing с американским регулятором. И заявил, что метод сокращения расходов, предусмотренный программой, создаст «большие риски».

Однопилотное управление, которое в данный момент допускается только на самолётах с не более чем девятью пассажирами на борту, потребует одобрения ИКАО, а также государств, через воздушное пространство которых будут совершаться рейсы. Что касается Cathay Pacific Airways, то для неё ключевым является одобрение со стороны руководства КНР.

«EASA, признаёт большие риски и планирует начать консультации в ближайшее время. Что касается сертификации, то она должна начаться в следующем году», – заявил представитель европейского регулятора.

На состоявшемся в этом году закрытом брифинге представители EASA предложили поначалу применять концепцию однопилотного управления на рейсах только одной авиакомпании. К такому выводу Reuters пришло после ознакомления с протоколом указанного мероприятия.

Экстренное снижение

«Предприятие Airbus разработало обновление для автопилота А350, и внесло изменения в систему предупреждения. Это поможет пилоту справиться с ошибками», – сообщает источник близкий к программе. Во время дежурства в кабине можно будет посещать санузел, но только с разрешения диспетчера.

Самолёты средних размеров лучше всех подходят к этой концепции благодаря своей способности в случае декомпрессии быстро снизить высоту.

Сторонники концепции однопилотного управления утверждают, что она понравится пилотам. Кроме того, они считают, что пилоты чаще совершают ошибки, чем автоматика.

«Всё это не соответствует действительности», – говорит источник близкий к компании Lufthansa, – «В прошлом году руководству компании сообщили, что программа не отвечает требованиям безопасности».

«Однопилотное управление – совсем другое дело», – говорит этот же источник и ссылается на катастрофу, которая случилась с А330 компании Air France в 2009 году. Самолёт летел из Рио-де-Жанейро в Париж. Командир оставил кабину. Отказали датчики скорости. Второй пилот не справился с управлением, и, пока командир отдыхал, самолёт упал в океан.

«Нельзя гарантировать, что любая проблема может быть решена автоматикой», – говорит всё тот же источник.

«Lufthansa не вышла из проекта Project Connect. Она по-прежнему в нём участвует в качестве консультанта», – сообщил официальный представитель германского авиаперевозчика, – «Утверждение о том, что Lufthansa была важным участником программы и вышла из него не соответствует действительности».

«Опция однопилотного управления сделает А350 более привлекательным в глазах покупателей», – говорят эксперты, – «У Boeing таких машин нет».

«COVID может ускорить реализацию этой концепции. Пандемия оказывает колоссальное экономическое давление на авиацию», – говорит бывший чиновник EASA Филиппо Томассело», – «Если EASA сертифицирует это решение, то авиакомпании им воспользуются».

 

[1] EASA – European Aviation Safety Agency (Европейское агентство по безопасности полётов).

Деловая авиация AVIAV TM