Черные птицы холодной войны

Символом развития авиационных технологий во времена холодной войны стало два самолета. Примечательно, что о них в свое время мало кто слышал из-за повышенной секретности программ. Хотя они были созданы для разных целей и в разные годы, их объединило то, что они были некрасивыми, черными, созданы в США и их было трудно сбить. Оба самолета были произведены на заводах Lockheed, и это были U-2 и SR-71 Blackbird. Их выпущено не так много, но их влияние на историю военной авиации было, пожалуй, самым значительным.

Lockheed U-2

Lockheed U-2

Во время каждого вооруженного конфликта очень важно получить максимум сведений о противнике. С началом холодной войны мир разделился на два изолированных политических блока, которые сразу же начали вооружаться. В то же время были сделаны выводы из действий, предпринятых во время Второй мировой войны, которые привели к очень быстрому развитию военной техники.

Спустя несколько лет после войны многие виды вооружений претерпели такую ​​метаморфозу, что их нельзя было сравнить с их предшественниками, появившимися за несколько лет до них. Наибольшую эволюцию можно увидеть в развитии авиации. В то время как во многих странах в начале Второй мировой войны использовались самолеты, летавшие со скоростью 300-400 км ч, после войны значительная часть самолетов летала в два раза быстрее. Все изменилось менее чем через 20 лет после войны, когда появился SR-71 Blackbird.

Прототип U-2 1955 года (фото: ЦРУ)

Прототип U-2 1955 года (фото: ЦРУ)

U-2 был первым из специально разработанных американских разведывательных самолетов. Он был создан в середине 1950-х годов по специальному заказу ЦРУ. Самолет предназначался для полетов на очень больших высотах, вне досягаемости советских зенитных ракет. Это была непростая задача, потому что Советы вели большую работу над новыми ракетами большой дальности. Новый самолет должен был лететь очень высоко. В качестве требования был выбран вариант полета свыше 21 000 метров. Из-за его важности миссии, разработка велась в условиях строгой секретности.

Свой первый полет U-2 совершил 1 августа 1955 года. Летные испытания прошли очень успешно, поэтому машина сразу поступила в производство. Всего было выпущено около 86 экземпляров в нескольких опытных и серийных сериях. Вторая производственная серия была запущена в конце 70-х годов.

Самолет имел необычный дизайн. Из-за предполагаемого потолка, на котором машина должна была работать, было решено построить машину с летными характеристиками, подобными планеру. Самолет был оснащен одним двигателем, позволяющим ему летать со скоростью около 800 км/ч. Крылья с очень широким размахом позволяли летать на больших высотах. В зависимости от версии их размах составлял около 30 метров (например, у B-17 Flying Fortress времен Второй мировой войны был такой же размах крыльев).

Самолет U-2 участвовал в многочисленных операциях по всему миру. Первоначально они пролетали в основном над территорией СССР, а также над некоторыми странами Восточного блока. Когда в 1960 году советскими зенитными ракетами был сбит первый U-2, было принято решение ограничить количество полетов над Советами. Машины были затем перемещены в другие районы. В течение всего срока службы было потеряно несколько машин, некоторые в результате несчастных случаев, некоторые в результате поражения зенитным огнем или ракетой. Основным недостатком самолета была низкая скорость и низкая маневренность – если самолет становился целью, у пилота практически не было шансов избежать попадания. Наиболее известны два случая поражения U-2.

Гари Пауэрс рядом с U-2

Гари Пауэрс рядом с U-2

Первый случай произошел 1 мая 1960 года, когда пилотируемый Гэри Пауэрс U-2 был сбит над территорией СССР. Это было большим шоком для американцев, которые не ожидали, что Советы смогут поражать самолеты на такой высоте. На практике это было также сюрпризом для советов, потому что они не ожидали, что их ракеты могут попадать так точно. Инцидент оказал очень значительное влияние на охлаждение отношений между США и СССР. Пауэрс пережил попадание ракеты и был арестован помещен в советскую тюрьму. Через несколько лет его обменяли на советского шпиона. Он погиб в 1977 году в результате аварии вертолета.

Вторым крупным событием стало уничтожение U-2 над Кубой 14 октября 1962 года во время кубинского кризиса. Самолет, пилотируемый Рудольфом Андерсоном, должен был сфотографировать советские баллистические ракеты, обнаруженные на Кубе. На этот раз пилот погиб.

В последующие годы после этих инцидентов У-2 принимал участие в многочисленных операциях над территорией Китая или вдоль границ СССР. Их оборудование позволяло фотографировать объекты, которые находились на расстоянии до нескольких сотен километров от траектории полета. Несмотря на разработку шпионских спутников и появление новых машин (SR-71), U-2 используются до сих пор. Их вывод из эксплуатации первоначально планировалось провести примерно в 2006 году.

Однако сокращение расходов на вооружения заставило военных оставить их в строю и по сей день. В их пользу по сравнению с другими методами наблюдения, например, с помощью спутников, говорят относительно низкие эксплуатационные расходы и свобода действий. Спутники не всегда доступны в нужном регионе, но всегда можно отправить самолет туда самолет. В конечном итоге планируется заменить U-2 на беспилотные машины RG-4 Global Hawk.

Несколько экземпляров U-2 находятся в различных музеях по всему миру. В Китае, России и на Кубе можно найти фрагменты обломков машин, сбитых во время холодной войны.

Андрей Бочкарев