Крупнейший клиент Boeing в Китае, авиакомпания China Southern Airlines, отменила свой заказ на более 100 самолетов версии 737 MAX. Перевозчик из Кантона объясняет свое решение неопределенностью в графике поставок американского производителя. Эксперты по авиационному рынку компании Cofrance Sarl считают, что на этом отмена заказов Boeing из Китая не закончится. “Большая тройка размещает заказы вместе, поэтому нельзя исключать аналогичных шагов со стороны China Eastern Airlines и Air China”, — подчеркнули они.
78 вместо 181 самолета
China Southern Airlines ранее объявила о планах по расширению парка самолетов 737 MAX. В отчете перевозчика из Кантона, опубликованном в марте, говорилось, что в этом году он должен был получить 39 машин этой модели самых продаваемых на данный момент самолетов американского производителя. К концу 2024 года их количество должно было увеличиться до 103.
Однако глава China Southern Airlines Ма Сюй Лунь на встрече с инвесторами сообщил, что планы по расширению парка пересматриваются и, после корректировки прогноза, к концу 2024 года окончательно предполагают не 181 новый 737 MAX, а максимум 78. Это означает резкий поворот в стратегии гуанчжоуского перевозчика, который, видимо, потерял терпение по отношению к коммерческой деятельности Boeing.
Американский производитель после крушения Lion Air и Ethiopian Airlines и почти двухлетней отмены эксплуатации своих самых популярных узкофюзеляжных машин пытается заработать на продаже более чем 300 самолетах 737 MAX, которые были построены, но так и не поставлены лизингодателям и авиакомпаниям. Брайан Уэст, финансовый директор Boeing, считает, что самолеты 737 MAX вернулись бы к регулярным полетам по всему миру гораздо раньше, если бы не пандемия.
“Мы добились огромного прогресса в отношениях с китайскими клиентами и регулирующими органами, но затем нас поразил вирус COVID-19, который привел к ограничениям и отменам заказов. Однако мы предполагаем, что поставки в конечном итоге будут осуществлены”, — заявил Уэст на конференции Goldman Sachs 11 мая.
Парк из 878 самолетов и почти 100 миллионов пассажиров в год
China Southern Airlines прогнозировала в 2019 году, что она будет эксплуатировать в общей сложности 523 узкофюзеляжных самолета Boeing, большинство из которых должны были быть модели 737 MAX. Два года спустя крупнейшая китайская авиакомпания располагала парком из 399 узкофюзеляжных самолетов американского производителя, а также 334 аэробусов семейства А320.
Авиакомпания из Гуанчжоу и восемь его дочерних компаний в прошлом году обслужили 98,5 млн пассажиров. На 31 декабря 2021 года флот China Southern Airlines насчитывал 878 самолетов. Спрос на авиаперевозки в Поднебесной сейчас снова сильно ослаблен из-за жестких региональных ограничений, как, например, в Шанхае, финансовом центре страны, введенных в результате распространения омикронного варианта коронавируса SARS-CoV-2.
Андрей Бочкарев