Что стало причиной крушения Аэрофлота?

Вышел промежуточный репортаж о событиях, приведших к катастрофическому крушению самолета Sukhoi в Москве. Авария, унесшая жизни 41 человека, ранее обвинялась в ударе молнии, но теперь, похоже, ошибка пилота лежит в основе расследования.

После катастрофической аварийной посадки рейса 1492 авиакомпании Аэрофлот 5 мая было много слухов о том, что стало причиной аварии. Поскольку SuperJet не имеет лучших показателей безопасности в мире, а также всплывали различные  вопросы разгерметизации, мир ждал результатов расследования.

Теперь Министерство транспорта России обнародовало некоторые первоначальные выводы об аварии, которые пролили свет на события, приведшие к массовым пожарам и человеческим жертвам.

Что случилось?

Согласно сообщениям, самолет взлетел в нормальном режиме в 18:03 из московского аэропорта Шереметьево, направляясь в Мурманск. Видимость, как говорили, была хорошей, хотя было несколько кучево-дождевых облаков на высоте около 1800 метров близко к аэропорту.

Когда самолет начал подниматься со взлетно-посадочной полосы, экипаж включил автопилот, как обычно. На высоте около 2700 м, в 18: 08, произошел сбой в электрической системе самолета. Хотя самолет находился всего в 30 км от аэропорта, он входил в зону действия грозы.

Капитан не смог связаться с диспетчером, хотя ему удалось установить связь с базой по УВЧ-радио. Он взял на себя ручное управление самолетом и передавал сообщение “7600” – это означало потерю радиосвязи.

Развернувшись в сторону аэропорта, самолет пролетел над осевой линией на начальном подходе. Развернувшись по кругу, он снова начал приближаться к взлетной полосе 24L. Летные данные показывают, что закрылки были установлены на 25 градусов, что является правильной установкой для самолета такого типа с избыточным весом, как это было бы с полным баком топлива.

Когда он начал свое снижение, пронзительный крик изменился на “7700” , что означало  аварийную ситуацию, ближе к 18:26, самолет был на высоте около 300 м и шел на снижение. В это время сигнальная система windshear сработала пять раз. Предупреждение гласило: «Поверните,  впереди сдвиг ветра».

Отскочил на высоту шести метров

Самолет продолжил снижение, и на высоте 55 метров прозвучало предупреждение TAWS «скользить по склону». В этот момент скорость возросла до 170 узлов. Это говорит о том, что нос был сдвинут вниз, а скорость полета увеличилась по неизвестным причинам.

В 18:30 самолет заходил на посадку, но дела шли неважно. Он превысил посадочный порог примерно на 900 м, сохраняя скорость 158 узлов. Когда он приземлился, сила g была эквивалентна 2,55 g, вызывав отскок на высоту около двух метров.

Через две секунды самолет снова коснулся земли, жестко приземлившись на носовое шасси с вертикальной силой 5,85 g. На этот раз отскок был массивным, примерно до шести метров в высоту. Этот отскок был хорошо виден на видеозаписях инцидента.


Новые кадры показывают, что внешний огонь был вызван вторым тяжелым приземлением (некоторые отчеты говорят, что третьим или более), предполагая, что причина аварийного возвращения может быть не связана с огнем.

Третья и последняя посадка самолета, с такой высоты, принесла вертикальную перегрузку не менее 5g. В этот момент самолет все еще двигался со скоростью 140 узлов. Огромный удар, с которым он врезался во взлетно-посадочную полосу, разорвал конструкцию крыла и топливопровода.

Самолет двигался в огненном шаре, огонь охватил всю заднюю часть самолета. SuperJet наконец остановился на траве между взлетно-посадочной полосой 24L и рулежной дорожкой.

Что это значит?

Тот факт, что код был изменен на 7700 на подходе к аэропорту, говорит о том, что произошло нечто большее, чем просто электрическая неисправность. Капитан также предпочел проигнорировать предупреждение windshear, которое указывало на внезапное, резкое изменение скорости или направления ветра. Очевидно, он отчаянно хотел как можно скорее вернуть самолет на землю.

Рассуждение предполагает, что «электрическая неисправность» вывела из строя автопилот, и что пилоты не могли должным образом контролировать посадку без него. Mail сообщает, что капитан Денис Евдокимов, оказывается, никогда не садил самолет без автопилота.

Системы Autoland широко используются для того чтобы направить воздушные суда на взлетно-посадочную полосу используя линии на гудроне для наведения. Об этом корреспонденту Mail сообщил авиационный эксперт и бывший конструктор Sukhoi Design Bureau Вадим Лукашевич:

«Насколько мне известно, командир самолета Денис Евдокимов, пролетевший более 1400 часов на SSJ-100, ни разу не приземлялся в прямом режиме (полностью вручную). Они приземлялись нормально, глиссируя, но перед посадкой они опустили нос и увеличили скорость. К счастью, передняя передача не сломалась. Если бы это случилось, последствия были бы еще хуже».

До сих пор считалось, что аварийные службы прибыли на место крушения в установленные сроки, хотя многие считают, что больше пассажиров могли бы спастись, если бы люди не останавливались, чтобы забрать багаж. Полное расследование причины крушения, в результате которого погиб 41 человек, начнется через несколько месяцев.

Деловая авиация AVIAV TM