Что связывает самолет с землей? Об авиационных шинах

Поскольку главным предназначением самолетов является полет, многие люди не замечают корня проблем их передвижения по земле. А между тем, наиважнейшим элементом, который позволяет им это делать и при этом обеспечивать безопасность, является шина. Шины, используемые в авиации, радикальным образом отличаются от автомобильных. Их задачей является амортизирование во время посадки и безопасный пробег по взлетно-посадочной полосе.

opona - Что связывает самолет с землей? Об авиационных шинах

Замена колеса передней стойки шасси


Авиационные шины в настоящее время исполняются, главным образом, в бескамерном варианте. Они относительно узкие, что конструктивно облегчает уборку шасси. Шасси самолета обычно состоит из главных стоек, воспринимающих 80 процентов всей нагрузки, и вспомогательной, которая поддерживает остальную часть фюзеляжа. Стойки шасси небольших самолетов оснащаются одним колесом, а больших – двумя и более. Такое решение уменьшает нагрузку на одно колесо, а следовательно и увеличивает безопасность – в случае разрушения одного колеса, остальные удерживают вес самолета.

Наибольшим нагрузкам и износу шины подвергаются во врем посадки. Их работу в это время можно разделить на несколько этапов. Первый: когда колесо остается неподвижным, а шина соприкоснулась с поверхностью. Из-за инерции колесо раскручивается не сразу и шина интенсивно стирается. Затем происходит выравнивание скоростей, но наступает этап торможения. На третьем этапе весь вес самолета ложится на шины, но они катятся свободно по поверхности с минимальным износом.

Здесь возникает вопрос о замене шин. Нет особых правил, касающихся сроков использования. В авиации шины изнашиваются крайне нерегулярно нельзя предвидеть, когда они придут в негодность. По этой причине обязательными являются осмотры их состояние после и/или до каждого полета. Стоит сказать, что резина неиспользуемой шины стоящего в ангаре самолета также постепенно приходит в негодность: она стареет, теряет эластичность и способность держать нагрузку. Для сравнения: шины B767 меняются в среднем каждые шесть месяцев. Процедура замены занимает около 20 минут и требует использования домкратов и подъемников.

Бескамерные шины редко накачиваются воздухом, чаще всего для этого используется выделенный из него азот. Это увеличивает стоимость, но, с другой стороны, более продолжительное время удерживается необходимое давление, а также не вызывает окисления резины кислородом изнутри.

Давление в шинах самолетов делится на четыре категории:
• давление очень низкое – до 0,5 MPa,
• давление низкое – до 1 MPa,
• давление среднее – do 1,5 MPa,
• давление высокое – без ограничений.

При строительстве взлетно-посадочных полос для каждой этой категории используются соответствующие обозначения W, X, Y, Z.

Кроме давления на поверхность полосы, она испытывает также истирание и загрязнение. Стертая с шины резина оставляет на поверхности черные следы. Они снижают шероховатость поверхности, а следовательно и сцепление. Информация на эту тему размещается в NOTAM. Сильно загрязненную поверхность моет специальная машина водой под давлением около 310 MPa. Этот метод оставляет чистую и шероховатую поверхность.

Насколько важным элементом воздушного судна с фиксированным крылом является шина можно было убедиться на примере катастрофы самолета Douglas DC-8 11 июля 1991 года в Саудовской Аравии. Причиной пожара на борту стало возгорание шасси, которое произошло именно из-за шин. Они подлежали замене перед вылетом, но работники наземного технического обслуживания проигнорировали распоряжение, чтобы быстрее подготовить самолет к вылету, а документы подделали.

Во время взлета самолета в аэропорту была высокая температура, что вызвало рост давления в изношенных шинах и их разрушение. Колеса, оставшиеся без резины, и шасси от трения о поверхность плит ВПП нагрелись до такой степени, что загорелись и в таком положении были убраны внутрь фюзеляжа. Экипаж попытался совершить аварийную посадку, но корпус судна сгорел в воздухе до того, как самолет смог завершить маневр. В катастрофе никто не выжил.

Жизнь всех 261 человек, находившихся на борту, зависела в тот момент только от состояния шин. Игнорирование их состояния и давления в них воздуха может привести к трагическим последствиям. В то время как уход и правильное обслуживание обеспечивают безопасность и буквально мягкую посадку.