Что такое турбулентность, и чем она опасна?

Что такое турбулентность, и чем она опасна?

Турбулентность довольно частое явление в авиации. Хотя она не представляет смертельной угрозы, однако удовольствия тожк не доставляет.

Что такое турбулентность, и чем она опасна?

Некоторые пассажиры, не обладающие достаточным объемом информации о турбулентности, или даже не знающие что это такое, возлагают вину за тряску самолета на пилота. Однако пилоты не могут намеренно «встряхнуть» самолет или создать иллюзию того, что машина на что-то натолкнулась.

Турбулентность – это природное явление, поэтому все факторы, влияющие в этот момент на самолет, являются исключительно внешними. Каждый пилот прекрасно знает о турбулентности и обучен соответствующим действиям. Что касается пассажиров, предлагаем детально разобраться в вопросе турбулентности.

Виды турбулентности и причины возникновения

Согласно «Словарю авиации», турбулентность – это «нерегулярное движение атмосферы». Если говорить простым языком, то турбулентность возникает в тот момент, когда один поток воздуха, движущийся с определенной скоростью, сталкивается с другим потоком, скорость которого иная.

Турбулентность может возникать из-за различных условий, «включая атмосферное давление, реактивные потоки, воздух вокруг гор, фронты холодной или теплой погоды или грозы. Турбулентность может даже возникнуть, когда небо кажется чистым».

Турбулентность измеряется и классифицируется в зависимости от ее интенсивности на четыре типа: легкая, умеренная, сильная или экстремальная.

Кроме того, она разделяется на следующие типы, в зависимости от причины возникновения:

  • Конвективный – неравномерный нагрев земной поверхности, в результате чего воздух в контакте с поверхностью нагревается с различной скоростью. Чаще всего этот тип турбулентности связан с суровыми погодными условиями.
  • Механический – когда воздух у поверхности земли проходит через множество препятствий, таких как здания, деревья и неровная местность. Чем выше скорость ветра и чем крупнее препятствие, тем больше турбулентность.
  • Горная волна – горы вызывают турбулентность, поскольку ветер не только отекает их, но и сталкивается с ними. Когда ветер течет поверх год, он может создавать волны воздуха, известные как гравитационные волны.
  • След от предыдущего самолета. Когда самолет набирает высоту, он производит пару вращающихся в противоположных направлениях воздушных масс, называемых вихревыми следами. Это, в свою очередь, представляет потенциальную опасность для следующих за ним самолетов.

В большинстве случаев путешественники связывают турбулентность со штормовой погодой, сильными ветрами и сильными грозами.

Однако стоит подчеркнуть, что турбулентность может также возникнуть и в солнечный день. Этот тип турбулентности называется «турбулентность чистого воздуха» (CAT). CAT может возникнуть в любое время года, но чаще всего это происходит зимой.

Опасна ли турбулентность для пассажиров?

Хотя турбулентность является довольно обычным явлением, она может быть опасной как для пассажиров, так и для бортпроводников. Как можно уберечь себя от последствий турбулентности?

Одна из основных мер предосторожности при турбулентности – пристегнутый ремень безопасности.

Скорее всего вам приходилось слышать, как пассажиры жалуются на необходимость пристегиваться на протяжении всего полета. Причем некоторые из них даже пренебрегают инструкциями, оправдывая свои действия простой причиной: если самолет упадет, пристегнутый ремень безопасности не спасет жизнь.

В случае несчастного случая со смертельным исходом, скорее всего, ремень безопасности действительно не спасет, хотя может помочь выжить при чрезвычайно тяжелых посадках. Прежде всего, ремни безопасности служат для предотвращения травм в процессе полета, они помогают удерживать людей в креслах во время самых опасных частей полета – взлета, посадки и при прохождении зоны турбулентности.

Если у вас все еще остались сомнения, то обратимся к статистическим данным, как к прямому доказательству: приблизительно 58 человек в США каждый год получают травмы в результате турбулентности, потому что не пристегнуты ремнями безопасности. Половина из них – стюардессы.

Чтобы уменьшить влияние турбулентности, пилоты также могут менять высоту полета в поисках более «ровного» пути.

Тем не менее, пристегнутый ремень безопасности – не единственная мера предосторожности, для обеспечения безопасного полета в случае турбулентности. Также важно придерживаться ограничений по ручной клади, выдвигаемых авиакомпаниями. При посадке в самолет или даже во время полета крайне важно предотвратить падение любых ваших вещей.

Независимо от ситуации, важно выслушать стюардесс и сосредоточиться на следовании всем правилам безопасности.

Может ли турбулентность повредить самолет?

Современный самолет изготовлен с тем учетом, чтобы выдерживать огромное количество внешних воздействий, в том числе турбулентность. Поэтому пилоты и часто летающие пассажиры, знают, что турбулентность не несет угрозы целостности двигателям или иным частям самолета.

Обычно, когда самолет начинает дрожать, большинство пассажиров обращают внимание на качающиеся крылья. И в этот момент возникает опасение, что крылья могут оторваться от самолета.

В эпоху современных технологий и бесконечных возможностей каждый самолет, прежде чем взлетать, проходит интенсивные испытания. По сравнению с этими тестами турбулентность в принципе ничто.

Прежде чем производитель передаст свой самолет в эксплуатацию, проводятся серии строгих статических и летных испытаний. Одна из серий нацелена, в частности, на прочность и надежность крыльев. Во время этой проверки крылья самолета подвергаются тестированию как в нормальных, так и в ненормальных условиях. Например, крылья сгибают под углом почти в 90 градусов на испытательной установке.

Следовательно, сгибание и разгибание крыла в полете предполагаются по конструкции. Оно должно быть эластичным, ведь более жесткое крыло сломать намного легче. Применение похожей технологии используется и при строительстве небоскребов. Небольшое раскачивание здания придает всей конструкции большую надежность.

За всю историю современной коммерческой авиации число авиакатастроф, вызванных турбулентностью, даже косвенно, можно сосчитать по пальцам одной руки.

Как пилоты узнают о возможной турбулентности?

У пилотов есть несколько источников информации, на которые они опираются в вопросе турбулентности. Один из самых достоверных источников – летный экипаж, летящий впереди. Таким образом, пилоты передают информацию в режиме реального времени.

Кроме того, пилоты находятся в постоянном контакте с диспетчером, который следит за погодными условиями на протяжении всего полета. В некоторых крупных авиакомпаниях даже работают собственные команды метеорологов, которые обеспечивают диспетчеров полетов самыми последними данными.

Также, существует множество специальных технологий, предназначенных для прогнозирования или раннего выявления турбулентности.

Пилоты также могут предсказать возможную турбулентность самостоятельно во время полета. Они могут минимизировать ее последствия или даже избежать турбулентности, выбрав, например, другой маршрут. Тем не менее, иногда, из-за плохой погоды отсутствует возможность выбора 100% безопасного маршрута. В этих случаях пилоты отдают предпочтение наиболее безопасному пути.

В крайнем случае пилоты могут принять решение об аварийной посадке в ближайшем аэропорту. Однако, такие ситуации довольно редки.