fbpx
Экспериментальный дрон компании Uber

Вот что думают о будущих изменениях мирового воздушного пространства эксперты новостного портала Air Cargo News.

За последние пять лет в индустрии беспилотных летательных аппаратов наблюдался значительный  рост по всему миру.

Как государственный, так и частный секторы использовали беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в бесчисленных направлениях, будь то улучшение системы наблюдения общественной безопасности в правоохранительной деятельности, проверка линий электропередач коммунальными компаниями или даже для спасения жизней при спасательных работах после стихийных бедствий и аварийных ситуаций.

В Руанде, благодаря зиплайну, более 50 процентов доставки крови осуществляется беспилотниками. НАСА, Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) и американская компания “Нортроп Грумман” уже ведут исследование на тему того, как они смогут отслеживать штормы и ураганы с помощью дронов в ближайшем будущем.

Другие отрасли также начинают использовать беспилотники для улучшения рабочих процессов, в том числе в строительстве, горнодобывающей промышленности, общественной безопасности и производстве. К концу 2018 года в мире должно быть задействовано около 10 миллионов дронов, что на 250 процентов больше, чем в 2016 году.

Этот экспоненциальный рост испытывает пределы традиционных систем управления воздушным движением для безопасной интеграции беспилотников в воздушное пространство.

Трудности безопасной интеграции только увеличиваются, поскольку дроны выполняют сложные операции, за пределами прямой видимости или пролетая над людьми.

Автономные беспилотники, летающие за линией горизонта или в городских условиях, будут нуждаться в динамической связи с органами управления воздушным пространством и другими летательными аппаратами, как пилотируемыми, так и беспилотными.

Для обеспечения безопасной эксплуатации дронов, операторам беспилотных летательных аппаратов и диспетчерам воздушного пространства также необходимо будет внедрить новые методологии для оценки и снижения потенциальных рисков при выполнении сложных задач на земле и в небе.

Органы гражданской авиации (CAA), поставщики аэронавигационного обслуживания (ANSP) и местные органы власти по всему миру работают над тем, чтобы обеспечить для беспилотных летательных аппаратов беспрепятственный и безопасный доступ к воздушному пространству на малых высотах.

В 2018 году мы наблюдали, как страны по всему миру запускают проекты по дальнейшему совершенствованию управления инфраструктурой воздушного пространства. Швейцария, Чехия, Япония, США и другие страны запустили проекты по улучшению безопасности и возможности подключения для операций, выходящих за пределы прямой видимости (BVLOS), которые часто проводятся предприятиями и организациями общественной безопасности.

Это стало возможным благодаря тесной работе с регулирующими органами по снижению рисков, связанных с продвинутыми операциями, и безопасной интеграции беспилотных летательных аппаратов в воздушное пространство посредством нормотворчества, разработки стандартов и моделирования рисков с властями по всему миру.

За прошедший год мы определили четыре ключевых тенденции среди глобальных регулирующих органов, которые, как мы ожидаем, продолжат развиваться и в 2019 году.

Тенденция № 1: Основ Недостаточно

С момента принятия регламента Части 107 (положения об использовании беспилотных летательных аппаратов) в США, мы наблюдали, как страны по всему миру начинают с базовых правил безопасности. Однако мы также отметили, что то, каким образом можно использовать эту технологию и какими темпами она развивается, почти сразу же делает эти правила устаревшими.

Благодаря большей осведомленности касаемо потенциальных проблем, связанных с управлением быстрорастущей активности беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве на небольшой высоте, в следующем году мы ожидаем продолжения роста числа стран, принимающих основные правила безопасности.

В первую очередь, эти правила касаются основных операций при визуальной прямой видимости (VLOS) и требований по регистрации всех дронов, а также их ответственного владельца и оператора в национальной системе регистрации.

По мере развития технологий мы увидим беспилотники, которые могут летать дальше и выше, выстраиваясь в целые скопления,  попадая в такие места, которые ранее считались недоступными. Продвинутые коммерческие возможности в подавляющем большинстве случаев требуют нечто большего, чем то, что могут позволить базовые правила.

Эта тенденция усиливается в последние годы, но станет основной и ключевой проблемой практически во всех странах, где в течение 2019 года будут введены правила, касающиеся беспилотных летательных аппаратов.

Тем не менее, без соответствующих нормативов для BVLOS, использования дронов в ночное время, полетов над людьми или электронной идентификации, страны по всему миру столкнутся с такой же застойной средой, которая на протяжении многих лет преследует даже самые прогрессивные экономические системы использующие беспилотные летательные аппараты.

Коммерческие операции будут продолжать откладываться без соответствующего регулирования, и предприятия не смогут в полной мере воспользоваться экономическими и социальными преимуществами беспилотных летательных аппаратов.

Тенденция №2. Доступ к воздушному пространству на основе разрешений продолжает развиваться в направлении автоматического управления воздушным движением (UTM)

Страны во всем мире начинают осознавать преимущества открытия воздушного пространства с помощью более простых форм авторизации. Доступ к воздушному пространству на основе разрешений позволяет регулирующим органам открывать воздушное пространство, которое в противном случае было бы закрыто для определенных операторов, отвечающих конкретным требованиям или эксплуатационным параметрам.

Например, программа Федеральной Авиационной Администрации по разрешению полетов на малых высотах и уведомлению позволяет операторам соответствующим требованиям регламента Части 107, прошедшим проверку знаний и управляющими беспилотными летательными аппаратами весом менее 25 кг, подавать цифровые запросы на разрешение полетов в контролируемом воздушном пространстве.

То, что раньше одобрение коммерческой операции было процессом, продолжавшимся несколько месяцев, теперь стало делом нескольких секунд.

По мере того как правила, касающиеся удаленного удостоверения личности, дорабатываются в Соединенных Штатах, а удобство регистрации увеличивается в других странах, получение разрешения на доступ к воздушному пространству будет становиться все более автоматизированным и даже более безопасным.

Тенденция № 3: Повышенное внимание к авторизации деятельности на основе рисков, ведущей к расширенным возможностям

Сегодня страны переходят к цифровой авторизации во главе с FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) и LAANC. Начиная с 2019 года, мы ожидаем, что власти будут экспериментировать со стандартизацией процесса отказа для сложных операций, ускоряя сроки для новых коммерческих моделей.

Модель оценки риска конкретных операций (SORA), разрабатываемая и рассматриваемая для широкого внедрения, создала основу для систематической и последовательной оценки рисков конкретных задач беспилотных летательных аппаратов.

Другими словами, она дает регуляторам и авиадиспетчерам беспрецедентную возможность количественно оценить и конкретно описать риск, который может повлечь за собой та или иная задача.

Подход SORA анализирует общую сложность операций беспилотной авиационной системы (UAS) наряду с различными мерами по снижению риска, позволяя платформам UTM принимать наборы данных, основанные на риске, и обеспечивает согласованную информацию органам власти для реализации более автоматизированных разрешений на полеты беспилотных летательных аппаратов.

В течение последних двух лет Швейцария использовала модель, учитывающую риск, которая позволяет осуществлять десятки операций с беспилотниками, включая доставки при BVLOS в городских условиях, без каких-либо происшествий к настоящему времени.

В течение 2019 года мы ожидаем, что другие страны, в том числе США, Китай и государства-члены Европейского союза, продолжат изучать возможности использования SORA и UTM, чтобы постепенно проложить путь для основанных на риске разрешений для расширенных операций.

Тенденция № 4: Повышение сотрудничества на всех уровнях государственного управления

Беспилотники изменили способ взаимодействия авиации с сообществами. В последние годы странам не удавалось возложить ответственность за разработку, и обеспечение соблюдения правил, касающихся операций с беспилотными летательными аппаратами.

То, что появилось в качестве концепции в 2018 году, станет основной тенденцией в 2019 году: сотрудничество на всех уровнях государственного управления имеет важнейшее значение для появления и развития здоровой экосистемы беспилотных аппаратов с темпами, которые технически возможны.

Мы ожидаем такого роста, потому что страны, которые имеют внутригосударственное сотрудничество, видят растущие возможности для сложных операций.

По-настоящему крупномасштабные беспилотные полеты могут происходить только тогда, когда местные власти участвуют в качестве партнеров, поскольку они наиболее близки к сложностям, с которыми сталкивается оператор при работе в воздушном пространстве на малых высотах, что делает их важными партнерами для безопасной интеграции беспилотников.

Развитие технологий, в частности UTM, будет способствовать беспрецедентному уровню координации между различными уровнями правительства, чтобы открыть больше воздушного пространства на малых высотах для беспилотников.

По необходимости местные правоохранительные органы будут все чаще участвовать в обеспечении соблюдения правил, касающихся полётов беспилотных летательных аппаратов, так как местные власти всегда в курсе общественных проблем, связанных с неприкосновенностью частной жизни, безопасностью и влиянием на сообщество.

Предоставляя контролируемый доступ к информации, касающейся личности операторов, а также о потребностях и проблемах сообществ, где используются беспилотные летательные аппараты, инфраструктура и услуги UTM будут ключевыми факторами, способствующими более масштабным и сложным коммерческим операциям.

* Эта статья была написана до новостей о событиях, связанных с беспилотными летательными аппаратами в аэропорту Лондон-Гатвик.