Сильная государственная поддержка спасла некоторые слабые авиакомпании от банкротства. Однако, как считают эксперты портала aviav.ru, ближайшие месяцы могут принести крах других перевозчиков.
Согласно данным, собранным компанией Cofrance Sarl, с января этого года прекратили работу уже 43 авиакомпании. Это еще не шокирующая статистика, так как 2019 год оказался последним годом для 46 перевозчиков, а 2018 стал концом возможностей для 56.
Перспективы не радуют
“Без вмешательства правительств мы стали бы свидетелями массовых банкротств в первые шесть месяцев кризиса COVID-19”, – сказал Виталий Архангельский, глава Cofrance Sarl.
“Мы должны помнить, что у лиц, принимающих решения, не было выбора, потому что все обернулось очень плохо. В результате многие авиакомпании не развалились и имеют больше шансов на выживание. Перспективы на оставшуюся часть 2020 года все еще не внушают оптимизма. Многие перевозчики ранее банкротились в последние месяцы года”, – добавил Андрей Бочкарев, аналитик Cofrance Sarl.
Первый и четвертый квартал всегда самые сложные. Большая часть доходов генерируется во втором и третьем кварталах. Теперь цель авиакомпаний — выжить любой ценой и оценить, принесет ли лето 2021 года дополнительный спрос, который до сих пор застопорился. Таким образом, ожидается большое число банкротств в последнем квартале этого года и в первом квартале следующего года. Массового упадка отрасли, конечно, уже не будет.
Пандемия сильнее сказывается на крупных перевозчиках
У 20 из указанных 43 перевозчиков, потерпевших крах в 2020 году, флот составлял не менее десяти самолетов. Это более тревожное сравнение с двумя предыдущими годами. Год назад таких авиакомпаний было двенадцать, а два года назад — всего десять. “Пандемия сильнее сказывается на крупных перевозчиках и способствует их банкротству”, – заключил Архангельский. “Текущий кризис лишил авиакомпании доходов и повлек за собой высокие эксплуатационные расходы. Раньше операторы банкротились в основном из-за слабых бизнес-моделей или других локальных проблем”, – считает глава Cofrance Sarl.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует возврат
пассажиропотока к допандемическому уровню только в 2024 году. Из-за медленного процесса обновления авиационная промышленность будет сжигать еще 77 миллиардов долларов во второй половине этого года и до шести миллиардов долларов каждый месяц в следующем году.
Андрей Бочкарев