Deloitte: Азия станет крупнейшим аваиционным рынком

Deloitte – международная сеть коммерческих компаний, предоставляющих консультационные и аудиторские услуги, прогнозирует, что в течение следующих 20 лет рынок потребует 38 000 пассажирских самолетов.
Расчеты основаны, среди прочего, на существующих в настоящее время резервах, которые составляют 14 000 единиц техники. В октябре портфель заказов Airbus составлял 7 386 самолетов. Это означает, что при нынешних производственных мощностях компании на выполнение контрактов уйдет девять лет!

Однако Deloitte осознает, что производители адаптируются к растущему спросу. Эффективность методов, используемых компанией, подтверждается прогнозом, что в этом году все производители представят на рынке более 1600 машин и со временем будут наращивать темпы, в том числе за счет переноса производства в страны с наибольшим спросом.

Изменение модели заказа

Deloitte прогнозирует, что спрос на широкофюзеляжные самолеты упадет. Уже имеются значительные задолженности по завершению контрактов Boeing и Airbus, и появились такие машины, как A321neo или 737MAX. Узкопроходные самолеты нового поколения могут частично вытеснить своих более крупных «братьев» с рынка. Недавно Air Asia X провела переговоры с Airbus об изменении заказов и замене 34 из 100 Airbus 330 на A321neo LR. Таких переговоров перевозчиков с производителями должно быть больше в ближайшее время.

Однако широкофюзеляжные самолеты по-прежнему будут составлять значительную часть продаж. По оценкам Deloitte, они будут составлять 40 процентов вновь заказанных машин.

Кто может сломить дуополию?

Консалтинговая компания утверждает, что дуополия может быть разрушена в течение двух десятилетий. В настоящее время Airbus и Boeing делят рынок между собой. Ситуация усугубляется поглощением европейцами программы CSeries канадского концерна Bombardier и американцами – бразильского Embraer.

Ситуацию может изменить Китай. COMAC имеет потенциал сломать господство нынешних гегемонов. Однако это займет много времени, поскольку новым производителям предстоит пройти долгий путь сертификации машин, а это утомительный и дорогой процесс. Кроме того придется сломить привычку клиентов к использованию самолетов Boeing и Airbus. Большие надежды возлагались на российских производителей, но пока они не оправдались. Несмотря на государственную поддержку, производство самолетов падает, а уже выпущенные – возвращаются компаниями производителю из-за низкого качества и отсутствия обслуживания. Ситуация будет усугубляться по мере падения российской экономики.

Азия это – будущее

На данном этапе Deloitte подтверждает то, что уже предсказывала ИАТА – Азия является и будет самым важным регионом для развития пассажирских перевозок. Только Китаю в ближайшие годы потребуется около 7 690 новых машин на сумму около 1,2 трлн долларов. Индия станет третьим авиационным рынком в мире, где ежегодно обслуживается 478 миллионов пассажиров. Внутренним авиалиниям потребуется 2000 самолетов, в основном узкофюзеляжных. В отчете также упоминается Японии, чей рынок, как ожидается, вырастет на 3,2 процента в годовом исчислении. Это меньше, чем в среднем по региону, где рост составляет 5,3 процента, но увеличение доли бюджетных авиакомпаний в Японии может значительно улучшить эту статистику и, следовательно, количество заказов на новые машины.

Кроме того, согласно ожиданиям международной компании, еще одним динамично развивающимся регионом должен стать Ближний Восток. Ожидается, что эти перевозчики потратят 660 миллиардов долларов на 2990 новых самолетов в течение следующих 20 лет.

Андрей Бочкарев